Интернет-проект «Издательская деятельность СМУ им. Л.П. Кирюкова». Творчество Л.П. Кирюкова, к 125-летию со дня рождения композитора
Интернет-проект «Издательская деятельность
Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова».
Творчество Л.П. Кирюкова, к 125-летию со дня рождения композитора
Постепенно уходящий 2020-й год стал знаменательным в мире музыкальной культуры. Он отмечен многими юбилейными датами и памятными музыкальными событиями. Среди юбиляров 2020 года известные музыканты: зарубежные композиторы – Л. ван Бетховен (250 лет со дня рождения), Фридерик Шопен (210 лет со дня рождения); представители русской и советской музыкальной школы – композитор и дирижёр П.И. Чайковский (180 лет со дня рождения), композитор и пианист Н.К. Метнер (140 лет со дня рождения), народный артист РСФСР и композитор И.О. Дунаевский (120 лет со дня рождения). К плеяде выдающихся и талантливых творцов в этой области искусства можно отнести и нашего соотечественника, деятельность которого сыграла ключевую роль в становлении профессионального музыкального образования республики Мордовия. Имя упомянутого мастера – Леонтий Петрович Кирюков (1895 —1965). В декабре 2020 года ему исполнилось бы 125 лет.
С 1966 года Саранское музыкальное училище носит имя Л.П. Кирюкова. Закономерным является то, что издательский проект музыкального училища начинает знакомство с изданными и исполненными произведениями именно этого мордовского композитора. Л.П. Кирюков – один из ведущих деятелей в области искусства нашей республики: композитор, хоровой дирижёр и педагог, один из основателей мордовского профессионального образования. Музыканту при жизни были присвоены почётное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а также почётное звание заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР и народного артиста МАССР.
Одним из значимых произведений Л.П. Кирюкова является народная музыкальная драма «Литова» на сюжет одноимённой исторической драмы П.С. Кириллова (1940). Данное сочинение, по словам мордовского музыковеда А.И. Макаровой, стало «этапным произведением в процессе преобразования музыкально-драматического спектакля в оперу». И действительно, включение в постановку элементов театрального действа и музыкально-сценического развития, позволяет назвать музыкальную драму «Литова» первым опытом на пути становления мордовского национального оперного искусства.
Премьера «Литовы» состоялась 27 мая 1943 года в Мордовском музыкально-драматическом театре. Главные роли были исполнены В.М. Берчанской-Погодиной (Литова) и И.М. Яушевым (Арчилов). В разное время этих персонажей сыграли следующие оперные исполнители: народная артистка РСФСР и МАССР Р.М. Беспалова (1959, 1969), Т.Г. Тулапина (1959), Г.П. Камынина (1869), О.А. Чернова, Е.Ф. Проничкина, М.И. Сараева (1985); И.А. Росляков, М.П. Дейнеко (1943), заслуженный артист Мордовской АССР В.С. Киушкин (1959, 1969), П.Ф. Баженов (1969), А.А. Стрюков (1985).
«Литова» – народная музыкальная драма с яркими и самобытными музыкальными интонациями и национальным языком, в которой прослеживается острая драматургическая структура с наличием характеристичных персонажей и непрерывно развивающихся событий. В этом произведении, по утверждению музыковеда Б.С. Урицкой, Л.П. Кирюков создал музыку, которая «значительно перерастает рамки драматического спектакля», и показал «живой, красочный, внушающий глубокую симпатию облик мордовского народа».
В основу сочинения положен образ смелой и неудержимо воинственной мордовской девушки Литовы, соратницы предводителя Московского восстания (1670–1671 гг.) донского казака Степана Разина.
Героиня – исторически достоверное лицо, участница разинского восстания мордовка Алена Арзамасская (её мордовское имя Литова).
Впоследствии она стала главным действующим лицом балета «Алёна Арзамасская» другого мордовского композитора – заслуженного деятеля РФ, члена Союза композиторов РМ и РФ Н.В. Кошелевой. По сюжету девушка была отправлена Разиным с «золотой грамотой» в родные края. В борьбе за справедливость Литова решается собрать сторонников для протеста против князей и бояр. На своём пути она встречает препятствия со стороны противников – воеводы Арчилова и стрельцов. Музыкальная драма завершается сценой народного бунта, который приводит к победе восставшей стороны.
Музыкальная и структурная ткань произведения изменялась с каждой новой постановкой. Если первое исполнение (1943 г.) значилось в программе как «народная музыкальная драма пяти актах» (режиссёр А.А. Шорин), то вторая редакция (1959 г.) была сокращена до четырёх актов, также композитором была написана новая увертюра, изменена оркестровка (режиссёр В.И. Княжич). Сценарный вариант Ю.В. Черепанова, созданный спустя ещё одно десятилетие (1969 г.) с пением на русском языке, включает три действия оперы.
Последняя полноценная постановка 1985 года сохранила трёхактное строение сочинения. Примечательно, что данный спектакль был посвящён 500-летию добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства. Музыкальная драма «Литова» Л.П. Кирюкова выступила как национальный символ республики, связывающий нерушимую дружбу и единение многовековых традиций Российской Федерации и её субъекта – Мордовии.
Сегодня на страницах сайта мы предлагаем вашему вниманию номера из этого произведения: увертюру в исполнении симфонического оркестра Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова под руководством А.Н. Максимова и арию Литовы из первой картины третьего действия в исполнении заслуженного работника культуры РМ, преподавателя академического пения Саранского музыкального училища О.А. Черновой.
Увертюра, открывающая «Литову», воплощает основную идею сочинения, раскрывая образ великого и несокрушимого народа. Музыкальные средства ярко рисуют могучую силу воинственной Литовы (в увертюре впервые появляется ее тема) и её соратников.
Ария Литовы подчёркивает собирательный образ девушки. Главная героиня имеет многогранную музыкальную характеристику: в драме получает развитие и лирическая линия персонажа (любовь к Ваське, являющемуся по сюжету посланником Разина), и героическая направленность образа (борьба за справедливость). Неторопливая, сосредоточенно-сдержанная мелодия арии близка к старинным историческим песням с характерной для них широтой повествования. Но обостренное в песне ритмическое начало придает ей энергичные, волевые черты, показывая Литову как народного вожака, стойкого борца за свое дело. Музыка завораживает самобытными интонационными мелодическими приёмами и типичными гармоническими и ритмическими оборотами, характерными для национального музыкального языка.
Впечатляющая красота и необыкновенная выразительность музыкальной драмы «Литова» не оставит слушателя равнодушным!
Электронный вариант нот, прилагаемых к прослушиванию, взят из клавира Л.П. Кирюкова, изданного Мордовским книжным издательством в 1976 году, музыкальная и сценическая редакция Г.И. Сураева-Королева.
Приятного просмотра и прослушивания!
Преподаватель теоретических дисциплин,
руководитель проекта Антонова Е.А.