Мечтать и делать! Интервью с Александром Поелуевым
24 ноября 2016 года в Большом зале Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова с огромным успехом прошел концерт Александра Поелуева – аккордеониста, многократного победителя Всероссийских и международных конкурсов, арт-директора Международного Фестиваля "Аккордеон Плюс" в г. Ростове-на-Дону. На следующий день он дал мастер-класс с учащимися музыкальных школ и студентами музыкального училища, после которого дал интервью.
А.П.: Интерес к музыке у меня проснулся довольно рано. Помню, когда мне было годика три, смотрел выступление какого-то исполнителя и сказал: я буду так же играть. В шесть лет меня папа отвел в музыкальную студию. Первая песенка у меня была «Василек», вторая - «Как под горкой, под горой». Мы разбирали по нотам, учили их с папой и мамой по очереди. Через месяц педагог разрешил покупать аккордеон.
Кроме аккордеона мне всегда нравилось фортепиано, в детстве играл ещё на альте, домре и балалайке.
Как прошел мастер-класс в училище, нравится ли Вам работать с детьми?
Как прошел, это вам виднее. У нас в академии (Российская академия музыки имени Гнесиных) у профессора В.А. Семёнова все уроки всегда открыто проходили: то одна делегация, то другая. Ты приходишь - и как будто на концерте играешь. Стыдно было приходить, что-то не сделав.
У меня нет шаблона в проведении мастер-классов, тематических обозначений. Смотрю, у кого какие проблемы и стараюсь помочь.
Насколько самому интересно? Скажу откровенно, это лично мне интереснее, чем преподавать. Я понимаю, что преподавать – это ежедневная большая работа. А на мастер-классе за один урок ты успеваешь сразу много всего сказать, так что на полгода хватит, и понимаешь, что потом через эти полгода ты можешь проверить, как все идет. Какие-то вещи во время мастер-классов открываешь и для себя в исполнительстве: что-то узнал, что-то подумал, что-то рождается в процессе: например, концепция исполнения своего произведения. На мастер-классах я всегда с аккордеоном, потому что иногда лучше один раз показать или просто сыграть выразительно, чем объяснять на пальцах.
Вы много концертируете. Отличаются ли концертные аудитории, восприятие?
Разница в акустике и энергетике, несомненно, есть. Сам зал – место хорошее или нет – тоже такое есть. Ну и публика разная: музыкальная публика или люди, которые выросли на попсе. Играть в музыкальном заведении – это одно, на заводе – другое. Одним можно сразу играть Губайдулину, другим - начинать с популярного, народного репертуара.
Свой первый концерт я не помню. Запомнил, как лет в семь на каком-то отчетном концерте в большом ДК играл, волновался, потом настроение было хорошее.
Волнение – это особая тема. Если ты готов, то ничего страшного в волнении нет. Иногда волнуешься, потому что не готов, хотя и понимаешь, что опыт есть – можно выходить на площадь, на стадион и играть. А кто-то волнуется, руки трясутся, потому что это психология, зажатие.
«Фишек» каких-то в преодолении волнения нет. Ты должен идти и делать свое дело. «Фишки» возникают, когда есть какая-то проблема: холодно, микрофоны не работают, отвлекают, уставший. Ты должен понять, как реагировать, как свой организм настроить на необходимое состояние.
Еще важно, насколько у человека велико ЭГО. Например, один говорит себе: «Да я не имею права, я должен быть лучше всех». И он выходит, и ему уже тяжело с самим собой. А другой, допустим, проще реагирует и на пороге сцены говорит: «Я сделал все, что мог». Он расслабился психологически, сам себя не давит.
Нездоровая конкуренция всегда только вредит, только мешает – мешает показать музыку, а не себя.
Как Вы подбираете репертуар?
Играю, в основном, то, что хочу, что нравится, на что душа отзовется. Сейчас такой настрой – и мне нравится одно, завтра другой настрой и вдохновение – и нравится другое. Но хотя иногда бывает, что просят что-то сыграть.
С детства, конечно, Баха много слушал и играл, Чайковского, Шопена. Последнее время мне интересно направление «Музыка состояния» – то, чем занимается А. Архиповский. В этой музыке не столько иногда важна форма, сколько состояние. Например, как шаман может тянуть одну ноту, чтобы найти нужное состояние. Или как это делают суфии в своей музыке.
Пожалуй, это главное в любом искусстве и в музыке, к этому все идет – к состоянию, к вдохновению. Можно что угодно и как угодно делать, можно сыграть технично, но если все это без вдохновения – неинтересно: «Да, молодец, но не зацепил». На самом деле этому никто не учит. Наверное, можно научить, есть же секреты. Например, в бесконтактном бое существует целая система. На вопрос: «Как этому научиться?» мне руководитель ответил: «Нужно чистым быть (в помыслах), без этого нельзя». И здесь, наверное, так же. Чтобы передать на концерте внутренние ощущения, нужно самому гореть. Что думаешь, то и передаёшь.
В каком возрасте Вы начали сочинять, каковы были первые сочинения?
Начал сочинил я в семь лет, пытался записывать. В десять лет мой педагог И.Н. Пилипенко на уроке сама стала записывать мои сочинения. Потом был урок по музыкальной композиции. Мы вели дневник событий: что увидели, что услышали – в музее, в театре. На заключительном экзамене по композиции я играл свою трехголосную фугу. Потом я не занимался композицией, но все время записывал. Мне несколько раз предлагали учиться и стать композитором, но не хотелось идти по такому пути. Я много чего делаю сейчас: исполнительство, фестивали. И пока «душа не лежит» писать сонаты и концерты, а там как пойдет...
Как проходит процесс сочинения?
Мысли приходят обычно во время импровизации с аккордеоном или с фортепиано. Самое интересное, что ты не можешь объяснить, как это пришло, не понимаешь, что происходит, но понимаешь, что пришло что-то самое живое. Тебя как будто ведут сверху.
На бумагу многие свои вещи я только сейчас начинаю записывать, переносить с видеозаписей.
Были ли у Вас такие моменты, когда понимали, что нужно что-то менять, развиваться в другом направлении?
Да постоянно. Вчера сыграл концерт, думаю, что нужно что-то поменять. А глубинные? – По жизни бывают разные моменты. Небольшие же вещи: в пьесе, в направлении, в мышлении, в развитии – они все время случаются. Например, когда-то меня зацепила пьеса «Золушка» в исполнении А. Архиповского. И можно сказать, что она поменяла мое мышление, потому что я тоже стал сочинять в этом направлении. Когда ты встречаешь Личность, которая может зацепить в хорошем смысле, тогда это может поменять тебя, подтолкнуть. Как это произошло с Листом, увидевшим игру Паганини.
В это состояние может привести только тот, кто в нем живет. Это может быть и не музыкант.
Неважно, чем ты занимаешься. Важно, в каком ты находишься состоянии. Трудно это словами объяснить, но все почувствуют искренность. Посмотрите выступления М.П. Щетинина (педагог – новатор). Он настолько искренне живет этим. Такие люди зажигают.
Какие качества нужны музыканту, чтобы достичь настоящего успеха?
Во-первых, большая воля. Нужно заниматься в любом состоянии. Ты все время должен развиваться. Если каждый день не идешь вперед, то трудно быть хорошим музыкантом.
Конечно, необходимы базовые данные: музыкальность, техника.
Но главное – нужно любить своё дело, иначе и сила воли не поможет.
Еще один сложный момент – многие хотят на телевидение попасть: «Да, тогда у меня все получится». Но это не так. Мы знаем много примеров музыкантов, появляющихся на телевидении, но которые мало чего стоят в плане музыки. И есть, наоборот, много людей, которые разъезжают с концертами, и их никогда нет на телевидении. Это вещи совершенно независимые. Нужно стараться как можно больше не зависеть от внешнего успеха, тогда ты свою внутреннюю целостность сохранишь.
Насколько исполнителю нужны сольфеджио, гармония?
Несомненно, нужны. Но у нас есть в академическом исполнительстве оторванность от практики. Мы прошли что-то, и какой процент исполнителей потом анализирует это в своих произведениях? Многие, к сожалению, даже не думают, не понимают, что играют.
Одна из причин этой пропасти, наверное, потому что мы не импровизируем. Этот момент убран в академическом образовании, в композиции и исполнительстве нет импровизации. А в джазе это все есть. Они понимают, что играют, что делают, какая форма, тут же сочиняют. Джазмену не проблема импровизировать какую-то последовательность в любой тональности. Он реально, практически использует знания, которые получил на сольфеджио, гармонии.
Как наверстать? Время, когда Бах или Моцарт импровизировали, ушло, к сожалению. Но импровизация должна быть. Исполнителям - академистам нужно больше общаться с джазменами.
Помимо музыки есть у Вас какие-либо интересы?
Интересов много - хочется организовывать фестивали, концерты, что-то интересное архитектурное построить, сделать выставку музыкальных инструментов. Спорт нравится. Одно время сам занимался рукопашным боем. Как-то с цирком делали номер, я потом тремя шариками научился жонглировать, на шпагат могу сесть.
Джаз интересен, рок, направления на грани, на стыке, например, рок с импровизацией, или направление «Музыка состояния». Был у меня опыт импровизация на фоне космических картин. Космос всегда с детства манил.
Любознательность – это у меня с детства.
Почему у кого-то получается, а у кого-то нет? Один позволяет себе мечтать, а другой нет, ему говорят: «Да брось, ничего не будет». А почему не будет? На самом деле мечты сбываются. Просто родители некоторые так воспитывают или учителя. Преподавание – великая вещь. Кто мешает мечтать – никто, мечтайте, и всё сбудется. У любого человека этот полет есть, его нужно лишь подкреплять делами.
Планируете ли реализовывать идею воспитания творческих детей?
Мне несколько раз предлагали стать директором школы аккордеона. Но пока не готов. В этот процесс нужно погрузиться целиком. В ближайших планах хотим сделать летнюю творческую школу.
Пожелание нашим студентам.
Любить музыку, жить этим, быть оптимистом.
Мечтать и делать!
Интервью брали студенты 1 курса теоретического отделения К. Сотова, А. Смолякова под руководством О.А. Потехиной. Литературное изложение О.А. Потехиной.