Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

VIII ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ ТРЕТИЙ ДЕНЬ РАБОТЫ ФЕСТИВАЛЯ КОНЦЕРТ ПАМЯТИ КОМПОЗИТОРА АНДРЕЯ ПИВКИНА

29.05.2025

VIII ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

ТРЕТИЙ ДЕНЬ РАБОТЫ ФЕСТИВАЛЯ

 

КОНЦЕРТ ПАМЯТИ КОМПОЗИТОРА АНДРЕЯ ПИВКИНА

 

20 мая 2025 года в Большом концертном зале Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова завершил свою работу VIII Открытый Фестиваль музыки композиторов Мордовии.

Последний концерт Фестиваля был посвящен памяти композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия Андрея Ефимовича Пивкина (15.06.1953 – 20.05.2024).

Композитор А. Е. Пивкин вошёл в историю мордовской национальной культуры как прекрасный мелодист, чьи произведения стали неотъемлемой частью музыкального наследия Мордовии. Его сочинения, наполненные глубоким лиризмом и национальным колоритом, отражают душу мордовского народа, соединяя традиционные мотивы с современными музыкальными тенденциями. Благодаря своему таланту и преданности искусству, А. Е. Пивкин создал множество произведений, которые продолжают звучать на концертных площадках, вдохновляя новые поколения музыкантов и слушателей. Его педагогическая деятельность также оставила яркий след: многие его ученики стали известными исполнителями и педагогами, сохраняя и развивая традиции, заложенные мастером.

За многие годы творческой деятельности А. Е. Пивкин создал сочинения в разных жанрах, его произведения входят в репертуар музыкантов различных городов России. Одним из характерных стилевых качеств композитора является воплощение единства национальной традиционной мелодики и классической формы, причем А. Е. Пивкин не просто использует фольклорный тематизм, он творчески подходит к фольклорному источнику, воплощая в музыке диалектический принцип идеи изменения, обновления и развития.

Прекрасный педагог, исполнитель, музыкант находился в расцвете творческих сил, много сочинял и успешно занимался издательской деятельностью.

Как известно, искусство Мордовии включает большое количество самобытных этнокультурных и музыкальных традиций. Композиторский талант позволял А. Пивкину создавать реальный «диалог культур», продолжая национальные традиции, и, одновременно, находиться в русле многих мировых современных явлений. Музыкальный интеллект композитора не приемлет всего показного, второстепенного, а художественный слух, затрагивающий всю систему творчества, впоследствии многосторонне проявляет себя в единственно правильной интерпретации своего сочинения – важнейшей для исполнителей, слушателей и музыковедов-исследователей.

Огромное значение в музыке А. Пивкина имеет «установка на слушателя». Этот эстетический компонент сводится к тому, что слушательское внимание в процессе звучания не только не ослабевает, но и продолжает нарастать, создавая собственную «драматургию восприятия». Именно такое драматургическое чутье присуще композитору – умение найти и заострить образные контрасты, и, соответственно, выстроить темповую и ритмическую линии, приемы изложения. Автору этих строк довелось слышать многие сочинения А. Пивкина, но особенно запомнилось исполнение «Элегии» для домры и фортепиано (Виктор Севостьянов, студент Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова, класс Пивкиной Т. Г.) – многие слушатели плакали, покоренные необычайной искренностью, силой художественного воплощения.

Когда сталкиваешься с подлинно художественным произведением, первое впечатление от него вызывает в душе ответный отклик, слушатели и зрители оказываются участниками единого действа – Единения, живого ощущения чувства истории. Созданием подобных сочинений всегда руководит подлинная любовь к родной земле, к своему народу, неизбежно влекущая за собой любовь и сострадание ко всем людям и народам, ко всему земному. Мощь, величие и сила этого грандиозного эпического произведения, повествующего о жизни, духовной культуре народов, помогает осмыслить всю мудрость, накопленную поколениями.

Фольклоризм в мордовской музыке создает атмосферу творческого высказывания и профессионального мастерства. Народная песня, по мнению исследователей, доносит до современного исполнителя и слушателя древнейшие мотивы, оказавшиеся настолько жизнеспособными, что они сохранились спустя столетия. Как известно, ассоциативно-семантическое значение цитаты (в данном случае народная песня или народный наигрыш) всегда связано с окружающим её авторским материалом. В каждом сочинении мордовского композитора национальное искусство предстает в новом осмыслении, открывая новые грани дарования композитора-мелодиста. Музыкальное мышление А. Пивкина составляют устойчивые стилевые доминанты, базирующиеся в определенных жанровых, драматургических, формообразующих элементах индивидуального стиля. Национальное искусство является основательным фундаментом, «генетическим кодом», сокровенным миром музицирующего человека.

В детстве, юности и в годы учебы А. Пивкина кристаллизовались зоны его интересов – фольклор, музыкальное наследие романтиков, классика и авангард, и многое другое. А. Пивкин открыл свой музыкальный мир, заложивший основы его идейно-художественного воспитания, которые впоследствии и создали его как композитора. Музыкант обращался к художественным явлениям различных уровней, продолжая различные традиции музыкального искусства – фольклорную и академическую, и последовательно представлял в своем творчестве идею национальной самобытности и духовной самостоятельности мордовской музыки.

Программа концерта включала следующие сочинения Андрея Ефимовича Пивкина: «Соловьиная песня», сл. Н. Эркая (исполнители: солист Государственного театра оперы и балета им. И. Я. Яушева, заслуженный артист РМ А. Лобурёв, аккомпанемент – ансамбль народных инструментов СМУ им. Л. П. Кирюкова (художественный руководитель – заслуженный работник культуры РМ В. Галкин); «Аляй, аляй» («Отец, отец»), сл. В. Кригина (исполнитель: солистка Фольклорного ансамбля «Келу» им. Г. И. Сураева-Королёва, заслуженная артистка РМ Л. Князькова, аккомпанемент – ансамбль народных инструментов СМУ им. Л. П. Кирюкова (художественный руководитель – заслуженный работник культуры РМ В. И. Галкин); «Зажгу свечу», сл. Р. Орловой (исполнитель: Л. Князькова); Н. Турусов «Когда гармони плачут» (посвящается А. Пивкину, исполнитель: заслуженный работник культуры РМ Н. Турусов); «Попурри на мордовские народные темы» для балалайки и фортепиано (исполнители: преподаватель СМУ им. Л. П. Кирюкова, лауреат международных и всероссийских конкурсов М. Акимова – балалайка, П. Игнатьева – фортепиано); «Ой, аф учеви иляднясь» («Ой, не дождусь вечера»), сл. В. Парваткиной (исполнитель: студентка СМУ им. Л. П. Кирюкова О. Кустова, класс преподавателя Н. Семёновой, концертмейстер – А. Жирнов); «Родники», сл. Т. Сидоровой (исполнители: А. Пыресев, концертмейстер – преподаватель ДМШ № 4 г. о. Саранск, заслуженный работник культуры РМ В. Ботунов); «Монь Сурась» («Моя Сура»), сл. Н. Ишуткина (исполнители: преподаватель ДМШ № 6 г. о. Саранск, заслуженная артистка РМ Е. Трофимова, Ю. Бикбаева – вокал, лауреат Премии Главы РМ Н. Заводчикова – скрипка, С. Богачев – баян); Струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели: I часть «Косо, косо да, Утяша» («Где, где ты, Утяша») (исполнители: струнный квартет СМУ им. Л. П. Кирюкова, художественный руководитель – М. Калинина, в составе: М. Калинина, Ю. Куранова, К. Капитонов, Н. Солдатов); «Не оставляй меня одну», сл. Г. Гордеевой (исполнители: лауреат Премии Главы РМ Е. Сонина, партия гитары – лауреат международных и всероссийских конкурсов А. Авдонин); «Рассказ» для гитары соло (исполнители: лауреат международных и всероссийских конкурсов, стипендиат Главы РМ, студентка СМУ им. Л. П. Кирюкова А. Гудулина, класс преподавателя Г. Гудулиной; «Панжихть лаймарьксне» («Цветет черёмуха»), переложение для двух гитар И. Аникиной (исполнители: учащиеся ДМШ № 2 г. о. Саранск Н. Котков и И. Нищев, класс преподавателя И. Аникиной; «Догонялки» для домры и аккордеона в сопровождении фортепиано (исполнители: учащиеся ДШИ № 7 г. о. Саранск: Е. Серебрякова, класс заслуженного работника культуры РМ Ж. Надиной – домра, В. Перкин, класс Ю. Жданкиной – аккордеон, концертмейстер – лауреат Премии Главы РМ С. Нестерова); «Размышление» для двух домр в сопровождении фортепиано (исполнители: учащиеся ДШИ № 7 г. о. Саранск Е. Серебрякова и Р. Лиясов, класс заслуженного работника культуры РМ Ж. Надиной), концертмейстер – лауреат Премии Главы РМ С. Нестерова); «Някань вальс» («Кукольный вальс»), переложение Е. Зобовой (исполнители: ансамбль гитаристов ДШИ № 1 г. о. Саранск, художественный руководитель – Е. Зобова; «Расставание», сл. И. Поршина Исполнители: солистка Государственного театра оперы и балета им. И. Я. Яушева, заслуженная артистка РМ Е. Ланцева, концертмейстер – О. Селякина); «Старый дом», сл. Л. Кулаковой (исполнители: лауреат Премии Главы РМ Оркестр русских народных инструментов СМУ им. Л. П. Кирюкова, художественный руководитель и дирижер – заслуженный работник культуры РФ и РМ В. Криворотова, солист – С. Сонин); Две части из Сюиты для оркестра народных инструментов «На празднике»: «Село мокшанское», «На празднике» (исполнитель: лауреат Премии Главы РМ Оркестр русских народных инструментов СМУ им. Л. П. Кирюкова, художественный руководитель и дирижер – заслуженный работник культуры РФ и РМ В. Криворотова, солист – С. Сонин).

Андрей Ефимович Пивкин практически всю свою трудовую жизнь проработал в Саранском музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова, сотрудничал со многими музыкантами – мастерами искусств Республики Мордовия. Во всех сферах своей творческой деятельности он вкладывал свой музыкальный талант и всю энергию в подготовку молодых музыкально-исполнительских и творческих кадров, в развитие национального музыкального искусства.

Последний концерт фестиваля стал данью памяти выдающемуся композитору, педагогу и заслуженному деятелю искусств Республики Мордовия Андрею Ефимовичу Пивкину. Его имя навсегда вписано в историю мордовской национальной культуры не только как талантливого мелодиста, но и как настоящего новатора в области народного музыкального исполнительства.

Андрей Ефимович внёс огромный вклад в развитие игры на народных инструментах. Его произведения, такие как Концерт для балалайки и фортепиано и сборник «Пьесы для шестиструнной гитары и ансамбли для русских народных инструментов», стали важной частью репертуара современных исполнителей. Особое значение имеет созданный им национально-ориентированный педагогический репертуар, который помогает юным музыкантам глубже погружаться в мир народной музыки, сохраняя её традиции и развивая исполнительское мастерство.

Ведущая концерта – заслуженный деятель искусств Республики Мордовия, член Союза композиторов Российской Федерации и Республики Мордовия, музыковед Ирина Евгеньевна Молоствова.

Творчество А. Е. Пивкина продолжает жить в сердцах благодарных учеников, коллег и слушателей, а его произведения звучат на концертных площадках, объединяя поколения и сохраняя любовь к народному искусству.

 

Венчакова Светлана Вячеславовна,

музыковед,

член Союза композиторов России,

автор монографии «Мелодии родной земли».

Некоторые этапы творчества мордовского

композитора Андрея Пивкина

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*