II Открытый Межрегиональный конкурс музыковедов им. Т. Н. Ивановой
II Открытый Межрегиональный конкурс музыковедов им. Т. Н. Ивановой
29 января в Пензенском музыкальном колледже имени А.А. Архангельского прошел II Открытый Межрегиональный конкурс музыковедов им. Т. Н. Ивановой, в котором приняли участие наши студенты. Во второй категории (1-2 курсы) – Екатерина Дунькович (ТО), в третьей категории (3-4 курсы) – Киров Алексей (ВО), Беспалова Надежда (ДХО), Аржанова Дарья (ССО), Сурдейкина Наталья (ФО).
Конкурс торжественно открылся словами приветствия заместителя директора по учебно-воспитательной работе А.Ю. Крюковой, директора колледжа Э.А. Токарева и профессора кафедры теории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, доктора искусствоведения С.П. Полозова.
Ведущая конкурса – музыковед, кандидат искусствоведения, преподаватель ПМК им. А.А. Архангельского Наталья Сергеевна Горбачева представила членов жюри. В его составе работали С.П. Полозов, председатель жюри, а также заместитель директора по учебной работе Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова, доцент, заслуженный работник высшей школы М.П. Миронова, председатель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» ПМК Е.Ю. Севастьянова, преподаватели колледжа М.М. Гусева и Н.С. Горбачева.
В каждой возрастной категории необходимо было выполнить 4 задания – два письменных и два устных. В первом письменном задании младшей группы после прослушивания музыкального сочинения («Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе) было необходимо выбрать из предложенных ритмических фрагментов нужные и расставить их в правильном порядке, добавить знаки. Во втором задании – сделать стилевой анализ предложенных нот незнакомого произведения («Тройка» Г.В. Свиридова) и предположить автора и возможное название.
В одном из письменных заданий старшей группы конкурсантам также предлагалось сделать анализ нотного текста пьесы А.П. Бородина «В монастыре» из цикла «Маленькая сюита». В другом задании после двух прослушиваний нужно было сделать реконструкцию нотного текста и вписать недостающие голоса.
Два устных задания в группах отличались немногим. Одно из них – импровизация на фортепиано, создание музыкального образа, соответствующего литературно-поэтическому тексту. В младшей группе участники выбирали поэтические строки отечественных поэтов XIX-XX вв., а старшекурсникам предлагались отрывки из творчества И.А. Крылова. Так, Кате Дунькович достались строки Ф. Тютчева «Осенней позднею порою/Люблю я царскосельский сад,/Когда он тихой полумглою,/ Как бы дремотою объят», Алексею Кирову – строки из басни «Слон и моська», Аржановой Даше – «Две собаки», Беспаловой Надежде – «Пчела и муха», Наташе Сурдейкиной – «Свинья под дубом». Фантазию участников ничем не ограничивали.
В последнем задании нужно было показать владение устным словом. Круг тем для подготовки вступительного слова к концерту в младшей категории был довольно разнообразен: «Творческие вехи», «Музыкальная история барокко», ”Большая музыка” маленькому слушателю», «Гении двух столетий», «Гармония многоголосия», «Симфонические искания», «Части музыкальной реальности», «Под влиянием Иоганна». В старшей категории темой эссе послужило высказывание Пьера Булеза «Музыка – это не вопрос удовольствия, это вопрос необходимости». После написания эссе каждый зачитывал свое сочинение. Нужно сказать, что размышления студентов порой поражали философской глубиной и недетским взглядом на предложенную тему.
Результаты участия в конкурсе студентов Саранского музыкального училища:
Надежда Беспалова – лауреат I степени,
Екатерина Дунькович – лауреат II степени,
Алексей Киров – лауреат III степени,
Сурдейкина Наталья – дипломант,
Аржанова Дарья – диплом участника.
Поздравляем!
О.А. Потехина