Интервью после концерта: Владимир Николаевич Митяков
Интервью после концерта: Владимир Николаевич Митяков
Творческие визиты педагогов и студентов консерваторий – это всегда значимые события для нашего училища. Встречи с настоящими мастерами музыкального искусства дарят бесценный опыт общения студентам и преподавателям, незабываемые эмоции слушателям и делают культурную жизнь города более богатой и яркой.
27 ноября в Саранском музыкальном училище состоялась творческая встреча с профессором Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, известным исполнителем-гитаристом Владимиром Николаевичем Митяковым.
На сцене Большого концертного зала он дал потрясающий концерт, на котором представил обширную программу. Зрители смогли насладиться виртуозным исполнением произведений различных эпох: от барокко до современности. Каждая композиция звучала живо и искренне. Эмоциональное исполнение дополнялось небольшим рассказом о произведении и его авторе. Концерт пролетел на одном дыхании, оставив самые яркие впечатления.
По традиции наш гость для студентов-гитаристов и их педагогов провёл мастер-класс, участниками которого были первокурсники Сергей Куршев и Иван Крайнов, старшекурсницы Эльвина Заликова (3 курс) и Дарья Агеева (4 курс).
В завершение своего творческого визита В.А. Митяков дал небольшое интервью. Предлагаем его вашему вниманию.
Корр.: Здравствуйте, Владимир Николаевич!
В.Н: Здравствуйте.
Корр.: Меня зовут Милада Козлова, я студентка четвёртого курса теоретического отделения.
В.Н: Очень приятно.
Корр.: Владимир Николаевич, мне хотелось бы ближе познакомиться с Вашей творческой деятельностью, поскольку Ваша фигура вызывает большой интерес у музыкального сообщества республики. Посещали ли вы ранее наш город или это Ваш первый творческий визит ?
В.Н: Я впервые посетил этот город, если мне не изменяет память, в году 93-м, когда я ещё был совсем молодым человеком. Наверное, я уже не был студентом, но был приглашён даже не в качестве члена жюри, а просто поиграть в фестивальной части программы какого-то зонального конкурса исполнителей на народных инструментах. Меня пригласил Виктор Иванович Голубничий. В Саранске у меня была после этого серия концертов по приглашению Союза композиторов, и это тоже было в 1993-м году. Затем следующий мой приезд был уже после 2000-го года. С Ириной Черногоровой мы играли дуэтом. Это был, наверное, 2009-й год или 2010-й, почти 15 лет назад. И сейчас я вновь у вас.
Корр.: Очень приятно, что Вам знаком наш город. Владимир Николаевич, я узнала, что Вы поступали в Горьковскую государственную консерваторию после окончания факультета радиофизики Горьковского университета.
В.Н: Совершенно верно.
Корр.: А сложно ли Вам дался переход из сферы науки в сферу искусства?
В.Н: Я не могу сказать, что это было сложно. Вы понимаете, мне на том этапе очень везло на людей. Мне в нужный момент встречались нужные люди, которые мне помогали. И всё, на самом деле, это было реально. И самое главное, это было абсолютно правильно сделано. То есть, я не знаю, как бы моя жизнь сложилась, если бы я этого не сделал.
Корр.: Для Вас пишут музыку многие композиторы. Все ли эти произведения Вам нравятся? И по какому принципу Вы выбираете произведение, сочинённое для Вас, в свой репертуар?
В.Н: Ну, не так много композиторов пишут для меня. Из известных композиторов Андрей Зеленский посвятил мне пару пьес. Для меня написал Сергей Руднев в своё время и ещё чрезвычайно популярный автор из Санкт-Петербурга Сергей Кравчук. В общем, я не могу сказать, что для меня пишут. Я являюсь, может быть, первым исполнителем некоторых сочинений, которые мне предложили сыграть. Это немножко другое. Такое, конечно, было достаточно много раз, даже не упомнишь каждую такую премьеру. Но, тем не менее, мне очень нравится играть современную музыку. Она открыла для меня какие-то совершенно иные горизонты. Мне удалось привить многим своим ученикам любовь к современной музыке, в частности, Вере Данилиной. Она сейчас с успехом исполняет современный репертуар, написанный современным языком. Но зацикливаться только на такой музыке и делать моноконцерты – это достаточно сложно и для публики, и самому не хочется. Я всё-таки делаю свои концерты калейдоскопическими, в которых представлены разные направления и стили.
Корр.: Владимир Николаевич, Вы преподаёте в трёх учебных заведениях: Нижегородском музыкальном училище, Нижегородской консерватории и музыкальной школе. А как Вам удаётся совмещать преподавание с концертной деятельностью?
В.Н: Вы знаете, музыкальная школа – это маленький такой эпизод. Ярославу Ромашеву (Стипендиат Фонда «Новые имена», лауреат многих международных конкурсов), который жил в Пермском крае, нужно было окончить музыкальную школу. Там была ситуация, когда его школа не хотела мириться с тем, чтобы я был его педагогом. Это очень талантливый человек. И я обратился к директору нашей музыкальной школы № 8, Маргарите Борисовне Купченко (а это было во времена коронавируса): «Нельзя ли как-нибудь оформить Ярослава в школу… Я всё равно с ним занимаюсь». И она любезно на это пошла. И Ярослав окончил восьмую музыкальную школу, живя при этом в Перми. Я, как бы, числился в этой музыкальной школе, занимаясь немного с Ярославом Ромашевым. Но потом, когда Ярослав окончил её, меня благополучно уволили. Поэтому у меня, на самом деле, достаточно долгое время только два места работы. Это основное место работы в Нижегородской консерватории, где являюсь профессором, и в музыкальном училище имени Балакирева.
Корр.: А как Вам удаётся совмещать композиторскую деятельность с преподаванием?
В.Н: Знаете, концерты я… На самом деле, вот так, как многие – путешествуют, специально себе делают концерт, звонят в филармонии… Я уже давно этим не занимаюсь. Во-первых, это тормозит очень педагогическую деятельность. Единственное, что это приносит – какой-то доход. Вот если абстрагироваться от дохода, на самом деле, для моего творческого развития это неполезно – делать очень много концертов, жить полнокровной концертной жизнью. Потому что у меня не будет такого класса студентов, если я буду постоянно в разъездах. Это однозначно. Второе: я не смогу делать такое количество обработок. Это тоже необходимо, я много их делаю, на работе обкатываю какие-то вещи на своих студентах. Поэтому концерты у меня эпизодические. То есть, я всегда готов, как пионер: меня пригласили – я приехал и с удовольствием сыграл.
Корр.: Что бы Вы посоветовали студентам-гитаристам нашего училища?
В.Н: Я бы посоветовал не замыкаться на этом месте, потому что у вас как таковой творческой среды маловато для того, чтобы гитаристам развиваться. Нужно сотрудничать с нижегородскими гитаристами, нужно установить какой-то контакт с ними. Нужно звать сюда студентов – с удовольствием приедут. Причём необязательно вместе со мной. Нужно концерт класса – пригласили студентов. Они приехали и сыграли концерт – молодые ребята, пообщались…У меня такие студенты, что ого-го, как концерт могут забабахать! И в Саранске среди гитаристов есть очень способные ученики. Вот одна девочка, которая мне дарила цветы, зовут её Эля. Она мне показалась очень способной. И дай бог, чтобы у неё всё получилось. У неё не так много времени, она уже на третьем курсе, но может и получится.
Корр.: Владимир Николаевич, спасибо большое за то, что Вы нашли время встретиться и побеседовать. Было очень интересно.
В.Н: Спасибо.
Беседовала Милада Козлова, студентка 4 курса ТО,
руководитель М.В. Голубчикова