Музыкальные династии: Лазаревы
Музыкальные династии: Лазаревы
Долгие 52 года проработал в Саранском музыкальном училище Александр Миронович Лазарев, преподаватель дирижирования. Когда в коллективе работают такие мужчины, как Лазарев, у администрации, всего коллектива есть ощущение надёжного тыла, этакой защищённости и поддержки. Бессменный участник смешанного хора, фундамент басовой партии – это непременно. Дежурства в училище, пожарная дружина, выходы на городские мероприятия, на всенародные праздники – всё это с обязательным участием Александра Мироновича. Взгляните на эти фотографии – как красноречиво они подтверждают вышесказанное!
Отделение хорового дирижирования в то время было почти наполовину мужским: Михаил Иванович Фроловский, Виктор Александрович Кузин, Сергей Иванович Мишечкин, Александр Миронович Лазарев составляли его костяк.
Основательность, серьёзность видны в Лазареве уже в молодые годы. В 1963 году он оканчивает Саранское музыкальное училище, а в 1967 приходит сюда работать (параллельно доучиваясь в Горьковской государственной консерватории им. М.И.Глинки). Педагогическая работа ставила различные задачи, часто приходилось сталкиваться с проблемными учениками, но, как отмечают коллеги, Александр Миронович всегда отличался доброжелательностью и ровностью в обращении со студентами, какими бы они ни были.
Случалось педагогам в те годы и выезжать со студентами на сельхозработы, и отправляться в районы по вопросам методической помощи преподавателям музыкальных школ – и всё это в полной мере ощутил на себе Александр Миронович. Его голос был украшением сводных хоров в ходе различных республиканских торжеств, принимал он участие и в оперных постановках в училище (опера Г.Г.Вдовина «В шесть часов вечера после войны», оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Русалка» А.С.Даргомыжского). Среди благодарностей, которых немало у А.М.Лазарева, есть такие, которые говорят и об участии в общественной работе, и о «хождении в народ» ‒ работе с самодеятельными хоровыми коллективами.
Из увлечений в свободное время нужно упомянуть, в первую очередь, автомобиль, а также работу на земле – огородничество, садоводство для многих музыкантов становятся любимым способом отдыхать, «перезагружаться».
Ольга Александровна Лазарева (ныне – Потехина), дочь Александра Мироновича, училище окончила по двум специальностям – как пианистка и как теоретик (1985). Как и отец, высшее образование получала в Горьком (Нижнем Новгороде).
В годы учёбы в училище Ольга Александровна демонстрировала ответственность, серьёзность, упорство. Думается, этими своими качествами она обязана своему отцу. Во время обучения в консерватории эти свойства дополнились музыковедческими познаниями и навыками, после чего началась педагогическая деятельность в родном училище.
С 2010 года Потехина возглавила теоретическое отделение в училище, а, значит, взяла на себя большое количество проблем. В последние годы одна из острейших – нехватка абитуриентов, в особенности, тех, кто соответствует высоким требованиям, которые предъявляются будущим музыковедам. Но, когда Ольга Александровна видит в первокурснике зачатки нужных качеств, она сделает всё, чтобы их развить. В этой настойчивости, кропотливости, системности проявляется профессиональная стратегия заведующей отделением. Как результат – поступление выпускников теоретического отделения в высшие музыкальные, в том числе, и самые престижные заведения.
Есть в семье и третье поколение окончивших Саранское музыкальное училище – это дочь Ольги Александровны, Потехина Мария, однако она не стала связывать свою дальнейшую судьбу с музыкой.
А наш проект продолжается….
Асанова С.Б.