Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

VII ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ «КОМПОЗИТОРЫ МОРДОВИИ – НОВОМУ ВЕКУ» Третий день работы Фестиваля

15.06.2024

VII ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

«КОМПОЗИТОРЫ МОРДОВИИ – НОВОМУ ВЕКУ»

Третий день работы Фестиваля



9 июня 2024 года VII Фестиваль музыки композиторов Мордовии «КОМПОЗИТОРЫ МОРДОВИИ – НОВОМУ ВЕКУ» завершил свою работу. Мероприятия Фестиваля состоялись в Центре национальной культуры с. Старая Теризморга Старошайговского района Республики Мордовия. Фестиваль был организован Союзом композиторов Республики Мордовия и проходит в рамках проекта «Композиторы Мордовии – новому веку», который реализован с использованием гранта, предоставленного Общероссийской общественно-государственной организацией «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Были проведены следующие мероприятия: Лекция на тему: «Национальная композиторская школа Мордовии» (автор – музыковед, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный деятель искусств Республики Мордовия), Концерт памяти композитора Андрея Пивкина, Творческая встреча с композитором Мордовии и Круглый стол «Современные проблемы творчества национального композитора».

Ведущая Фестиваля Ирина Евгеньевна Молоствова еще раз кратко ознакомила слушателей с историей: «…История Фестиваля началась в октябре 2006 года. И уже тогда Фестиваль стал значительным событием в музыкальной культуре Мордовии. Тогда прошло только три концерта: симфонической музыки (с участием Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский»), концерт камерной музыки и концерт песни. Последующие фестивали только набирали силу, охватывая широкий круг различных форм мероприятий: концерты, творческие встречи композиторов с широкой общественностью, мастер-классы, конкурсы, наставнические семинары для творческой молодежи, презентации книг, нотной литературы, аудио и видео материалов, конференции, семинары, круглые столы. На концертных мероприятиях фестиваля звучит музыка как классиков академической музыки Мордовии, так и современных авторов».

В рамках работы лекции И. Е. Молоствова отметила громадную роль творчества основоположников мордовской музыкальной профессиональной культуры – Леонтия Петровича Кирюкова, Леонида Ивановича Воинова, Гавриила Григорьевича Вдовина. Музыкальное искусство Республики Мордовия представляет собой этнокультурный феномен, имеющий огромный духовный и эмоциональный потенциал. Оригинальная концепция этого явления, основанная на использовании традиционных жанров народного творчества, формирует целостный культурный образ, демонстрируемый в современной лексической системе.

Изучение образцов композиторского творчества Мордовии представляется в закономерной последовательности его составляющих элементов, образующих этническую вертикаль и акцентирующих мировоззренческие и ментальные аспекты. Линию композиторов-классиков в мордовском профессиональном искусстве продолжили последователи. Среди них – Андрей Ефимович Пивкин. Композиторский талант позволял А. Пивкину создавать реальный «диалог культур», продолжая национальные традиции, и, одновременно, находиться в русле многих мировых современных явлений.

В каждом сочинении мордовского композитора национальное искусство предстает в новом осмыслении, открывая новые грани дарования композитора-мелодиста. Музыкальное мышление А. Пивкина составляют устойчивые стилевые доминанты, базирующиеся в определенных жанровых, драматургических, формообразующих элементах индивидуального стиля. 

Национальное искусство является основательным фундаментом, «генетическим кодом», сокровенным миром музицирующего человека.

В детстве, юности и в годы учебы А. Пивкина кристаллизовались зоны его интересов – фольклор, музыкальное наследие романтиков, классика и авангард, и многое другое. А. Пивкин открыл свой музыкальный мир, заложивший основы его идейно-художественного воспитания, которые впоследствии и создали его как композитора. Музыкант обращался к художественным явлениям различных уровней, продолжая традиции музыкального искусства – фольклорную и академическую, и последовательно представлял в своем творчестве идею национальной самобытности и духовной самостоятельности мордовской музыки. 



Наш современник, композитор Нина Васильевна Кошелева вносит огромный вклад в развитие музыкальной культуры Мордовии. За годы творческой деятельности ею созданы сочинения в разнообразных жанрах: балеты, оратория, кантаты, сюиты для симфонического и камерного оркестров, а также вокальные, инструментальные, хоровые сочинения, музыка к театральным спектаклям, произведения для детей, песни.

Характерные черты стиля уникального представителя этнической композиторской школы Нины Кошелевой сформировались в период интенсивных поисков не только собственных средств выразительности, но и в рамках общих эволюционных процессов развития профессионального искусства Мордовии. Связь академической музыки с понятием «региональная культура» отражает общий аспект исторического пути.

Уже в рамках раннего творческого периода Нины Кошелевой определились приоритеты - тяготение к вокально-симфоническим и вокально-хоровым крупным циклическим формам. Также композитор обращается к темам общемирового значения, в том числе - к значимым историческим сюжетам. К чертам стиля Н. Кошелевой следует отнести своеобразие национальных аспектов музыкального языка, характерность и наглядность образных планов, объективность, тематическую насыщенность формы. Важно также отметить красоту мелодического дара как доминирующую основу музыкального мышления. В творчестве Кошелевой претворяется многовековой опыт мордовского искусства, а также огромный интерес и внимание к жизни и искусству иных национальных культур. В каждой обработке народной песни (их в творческом арсенале композитора очень много) прослеживаются жанровые качества, типичные именно для данной народной песни (мокшанской, эрьзянской, русской и т. д.). Национальная характерность фольклорного тематизма определяется правдивостью и национальной конкретностью образного содержания. Близость к фольклору других национальностей и выбор комплекса выразительных средств исходят от проницательного внимания к строю мыслей, чувств, быта, обрядов, языковому и музыкальному пространствам иных народов. Так вновь осуществляется проекция история - современность.

Нина Кошелева - мордовский художник, постоянно думающий о своем народе и находящий в истории своего народа всеобщее с другими народами.

Деятельное участие в развитии музыкального искусства Республики Мордовия является особой заслугой этих творцов, постоянно размышляющих в сферах древних фольклорных традиций и академических форм композиторского мышления.

Работу VII Фестиваля музыки композиторов Поволжья и Приуралья продолжила Творческая встреча с заслуженным деятеле искусств Российской Федерации и Республики Мордовия, народной артисткой Республики Мордовия, лауреатом Государственной премии Республики Мордовия, Лауреатом премии имени Дмитрия Шостаковича, почетным деятелем Союза композиторов России Ниной Васильевной Кошелевой.


В рамках творческой встречи состоялся разноплановый диалог композитора со слушателями. Были исполнены следующие произведения: «Панжи лайме порась» («Когда цветет черемуха») на сл. И. Девина (исп. народный фольклорный хор Старотеризморского центра национальной культуры); «Шайгав веле» («Песня о Шайгове») на сл. И. Девина (исп. ансамбль «Лада», рук. – заслуженный работник культуры РМ В. Капров); «А мон соксса кялян ки» («На лыжне») на сл. И. Девина (исп. автор). Песни, ставшие народными, – «Сембодонга мазыняй» («Самая красивая») на сл. С. Кинякина и «Кода кельгонькшнень» («Как любила я») на сл. П. Черняева исполнила народная артистка РМ Н. Спиркина (конц. – заслуженный работник культуры РМ Н. Спиркин); «Вай, тон Торбею» («Песня о Торбеево») на сл. М. Моисеева (исп. заслуженная артистка РМ Л. Князькова); «Журавушка» на сл. Ю. Сухорукова (исп. Е. Сонина, акк. автор); «Зачем грустить?» на сл. Ю. Сухорукова (исп. С. Сонин, акк. автор); сочинения «Уняжа» из спектакля по пьесе В. Мишаниной «Куйгорож» и «Мордовская свадьба» исполнил В. Ширипов (конц. О. Наумкина). Завершала творческую встречу песня «Моя Мордовия» на сл. М. Трошкина в исполнении автора.







В рамках работы Круглого стола были заслушаны следующие доклады: Кошелева Н. В., композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народная артистка Республики Мордовия, председатель Мордовской региональной организации Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России: «Особенности творчества национального композитора»; Карьгин А. И., Первый заместитель Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия: «Сохранение этнокультурного наследия мордовского народа как задача творчества современного композитора Республики Мордовия»; Молоствова И. Е., музыковед, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный деятель искусств Республики Мордовия: «Специфика работы с народной песней в творчестве композиторов Мордовии»; Венчакова С. В., музыковед, лауреат Премии Главы Республики Мордовия в области музыкального искусства, преподаватель ГБПОУ РМ «СМУ им. Л. П. Кирюкова»: «Композиторское творчество в Республике Мордовия: вопросы преемственности и инноваций. Нина Кошелева – национальный художник»; Ширипов В. Н., преподаватель ГБПОУ РМ «СМУ им. Л. П. Кирюкова»: «Народное музыкальное искусство Мордвы как основа творческой деятельности самодеятельного композитора»; Сонин С. В.: «Работа певца над произведением национального композитора»; Видясова С. А., директор МБУК «Старотеризморгский центр национальной культуры» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия: «Песни композиторов Мордовии в репертуаре Старотеризморгского народного фольклорного хора»; Наумкина О. М., преподаватель ГБПОУ РМ «СМУ им. Л. П. Кирюкова»: «О проблеме популяризации творчества национальных композиторов Мордовии»; Потехин О. А., преподаватель ГБПОУ РМ «СМУ им. Л. П. Кирюкова», «Фестиваль творческих работ студентов Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова “Юный композитор”: история развития»; Асатрян О. Ф., декан факультета педагогического и художественного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева, кандидат педагогических наук, доцент, лауреат Премии Главы Республики Мордовия в области музыкального искусства, заслуженный работник высшей школы Республики Мордовия, председатель Общественного совета при Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела РМ, «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – СПО – ВУЗ»: новые ориентиры освоения обучающимися творчества композиторов Республики Мордовия»; Сонина Е. В., лауреат всероссийских конкурсов, преподаватель ГБПОУ РМ «СМУ им. Л. П. Кирюкова», «Вокальное творчество композиторов Мордовии как компонент педагогического репертуара профессиональной подготовки певца».















Современное художественное пространство открыто новациям, поэтому изучение культурных процессов и анализ культурных событий современного социума позволяет наблюдать взаимодействие традиций и инноваций. Процесс глобализации, как одна из характерных черт современного мира, в значительной степени способствуют созданию единого культурного пространства, в котором одновременно возрождаются и развиваются различные этнические культуры.


Фестиваль стал традиционным и занял почетное место в музыкальной культуре Мордовии. Его роль сложно переоценить. Он даёт большой творческий стимул для создания и исполнения новых произведений, постижения традиций национального академического музыкального искусства, воспитания подрастающего поколения новых музыкантов в традициях академической музыки Мордовии.

Венчакова Светлана Вячеславовна,

музыковед,

член Союза композиторов России

Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

#Российскийфондкультуры, #нацпроекты, #творческиелюди, #нацпроекткультура, #Министерствокультуры #композиторымордовииновомувеку

 

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*