Спасибо, Музыка, за радость!
Спасибо, Музыка, за радость!
Бывают в нашей жизни неожиданные, нечаянные радости. А ещё лучше, если это пустяк, а событие, желательно, музыкальное. Такой радостью для многих зрителей стал концерт пианистов Игоря и Елены Виноградовых. Имена этих музыкантов, преподавателей Саратовской государственной консерватории, нам до 4 марта были незнакомы. Но, оказавшись в зале в нужное время, публика получила щедрый, роскошный подарок.
Программа включала музыку разных форматов: крупную (даже очень крупную!) форму – Большую сонату П.И.Чайковского и последовательность разнохарактерных миниатюр ‒ 24 прелюдии Д.Д.Шостаковича.
Сонату представил Игорь Виноградов: сложная архитектоника, симфонизм мышления, свойственный музыке Чайковского, бурные процессы, насыщенность событиями… А для слушателя: знакомство с редко исполняемым произведением любимого композитора, радость узнавания его стиля, мелодических и гармонических оборотов, наконец, сопереживание, без которого невозможно слушать Чайковского. Соната написана в 1878, а это – время работы над «Евгением Онегиным», что так и слышалось в целом ряде эпизодов сонаты. Пианист и страстно, и бережно донёс до публики самое важное, что заложено в музыке, будучи сам глубоко в неё погружённым. Техника пианиста не просто на высоте, а так хороша и совершенна, что на неё не обращаешь внимания. Перед нами – музыкальное произведение, данное через мышление и руки того, что всё в ней понял, освоил – и хочет передать это знание нам. И это получилось!
Прелюдии Шостаковича в исполнении Елены Виноградовой прозвучали прямо-таки «приветом» из 30-х годов 20 века: картинки советской жизни, кинематографичность, сатира и «детскость», нередко механистичность, море иронии и здорового смеха. И рядом – тяжкие раздумья о смысле жизни, предчувствия, философичность, светлая лиричность и мечтательность. Это то, что услышала я – возможно, у других слушателей другие ассоциации. Но одно несомненно: исполнено это было великолепно! Штриховое богатство, тончайшая нюансировка, полное «вчувствование» в каждую пьесу. Восхищает умение пианистки быстро перестраиваться – цезуры между пьесами были минимальны, между тем как настроения их полярны. На мой взгляд, очень хорошо ощущалось различие в трактовке тональностей, буквально, каждая тональность была окрашена по-новому. 24 краски в палитре – и в каждой масса оттенков.
Спасибо исполнителям за подлинную, чистую и святую любовь к музыке, которую они нам всем продемонстрировали и которой они нас всех «заразили»! Спасибо за оставшееся в душе чувство радости и благодарности!
Асанова С.Б.