А не спеть ли нам песню?
А не спеть ли нам песню?
Мы живём в очень большой стране, и каждый из нас наверняка мечтает побывать в разных её регионах, увидеть другие города, тайгу и степи, реки и моря, горы и озёра. А ещё очень интересно познакомиться с людьми, которые и говорят по-другому, но не на иностранном языке, а на русском, но с особым «говором». Где-то в речи слышится «аканье», где-то «окают», «цокают» - да мало ли интересных особенностей. А национальные костюмы! – какие краски, узоры, украшения! Вот такие мысли бродили в моей голове сегодня, когда я была наблюдателем фееричного мастер-класса, который проводил доцент РАМ им. Гнесиных Юрий Петрович Наумкин.
Юрий Петрович – как раз тот счастливчик, который объездил, без преувеличения, всю нашу страну. Он путешественник? – спросите вы. Нет! Он – преподаватель замечательного факультета хорового и сольного народного пения, и поэтому песенные традиции изучает не только по книгам, многочисленным научным трудам, но и «вживую».
Тема мастер-класса: «Певческие традиции Астраханского казачества». Нужно сказать, что предмет научных интересов Юрия Петровича – казачьи традиции, он является участником различных мероприятий, связанных с этой тематикой – научных, концертных, общественных.
Манера работы Наумкина с аудиторией восхитительно демократична и ни одного из участников не заставила «зажаться», смутиться. Уже своим небольшим вступительным словом Юрий Петрович расположил к себе слушателей: шутки, постоянно возникающие диалоги с залом, создали нужный настрой. Мне такой стиль очень близок, сама практикую такого рода вовлечение слушателей в живое общение, заодно это помогает и «прошупать» уровень эрудиции, и выявить эмоциональную отзывчивость, наличие чувства юмора, без которого никуда. Информация, которую подают в такой форме, легче усваивается. Но Юрий Петрович к тому же, как выяснилось, всё держит на контроле: беглый опрос в конце беседы подтвердил, что слушатели всё, что от них требовалось, усвоили, и можно начинать с ними работать.
Работа – это разучивание песни, бытовавшей в среде астраханских казаков. Певцы (студенты училища и ИНК МГУ) разделены на партии, партии (ноты) розданы, оговорены специфические особенности тех или иных голосов, их соотношение и манера пения (всё «в лицах», с показом). Мимоходом выясняется, как произносятся те или иные слова в данной местности, напоминаются правила огласовки согласных звуков. Мне очень понравилось требование к певцам «пущать голос вольно», этот принцип, на мой взгляд, вообще универсален и подходит любому исполнителю. Фактически, это означает – расслабиться, раскрепоститься.
В работе с партиями Юрий Петрович, не жалея себя, меняет свой тембр, забирается в высокую и низкую тесситуру, а ещё (специально отдельно акцентирую на этом внимание) он постоянно ссылается на своих педагогов (не зря они учили студента Наумкина!), предлагая разные методы разучивания, предъявляя к исполнителям определённые требования. Звучат имена М.И.Фроловского, С.А.Казачкова, и даже мы, зрители в зале, ощущаем их незримое присутствие.
Думаю, те студенты, кто «вживую» пел в сложившемся ансамбле, сохранят не только воспоминания, но и голосовые ощущения от этого опыта в своей памяти, а эмоциональный «след» ‒ в своей душе.
Асанова С.Б.