Ах, этот старый клавесин!
Ах, этот старый клавесин!
На календаре – 27 ноября 2023 года. Век 21-й, как мы все знаем. Но тот, кто оказался в этот день в малом зале Саранского музыкального училища, смог стать частью волшебства путешествия во времени. Все слушатели концерта лауреата международных и всероссийских конкурсов Людмилы Гороховой перенеслись в 17 век. Это было время неспешного «смакования» жизни, наслаждения каждым мгновением, время созерцания и размышлений.
Многие музыканты той эпохи были прекрасными импровизаторами ‒ и дух импровизации, свободного развёртывания музыкальной формы, её непредсказуемость, выбор всякий раз нового гармонического сценария, разнообразие фактуры ощущались в бОльшей части исполненных произведений.
Имена композиторов, чьи сочинения прозвучали в концерте, не относятся к числу самых популярных, из них широко известны разве что итальянец Джироламо Фрескобальди, немец Якоб Фробергер и нидерландец Ян Свелинк. Музыка этих мастеров ярко продемонстрировала стилистические особенности музыки раннего барокко: становление гомофонно-гармонического склада, ненавязчивое вкрапление полифонии, временами речитативные интонации, изящные каденции и неожиданные модуляции.
Джильс Фарнеби (Англия), Матиас Векман и Генрих Шейдеман (Германия), Николя Лебег (Франция) – в сочинениях этих авторов отрадно было отмечать жанровое разнообразие, гармоническую изобретательность и множество интересных исполнительских приёмов. Запомнилась, в частности репетиционная техника в произведениях Векмана, яркая жанровость тематизма в сюите Лебега. Да и сами жанры музыки этого времени для нас не слишком известны: бестактовая прелюдия, канцона (как инструментальная пьеса, а не как привычный нам вокальный жанр), мотет.
В целом концерт, в самом деле, как бы перенёс слушателей в другое время, за что спасибо прекрасной исполнительнице – Людмиле Гороховой! Кстати, наш клавесин удостоился её похвал, а похвала специалиста дорогого стОит.
И напоследок хочется вознести хвалу исполнителям-энтузиастам, которые, будучи занятыми людьми, загруженными преподавательской работой, наверняка, домашними заботами, едут в другие города, чтобы дарить слушателям музыку, просвещать молодёжь, заражать своей любовью к прекрасному. Пример, достойный подражания!
Если вас заинтересовала музыка старых мастеров, если вас пленило звучание клавесина, приглашаем на будущие концерты! Следите за афишами!
Асанова С.Б.