Фортепианная техника – не самоцель, а средство воплощения музыкального образа произведения
Фортепианная техника – не самоцель, а средство воплощения музыкального образа произведения
Учебная дисциплина «Фортепиано» относится к блоку профессионально ориентированных дисциплин и является обязательным для изучения обучающимися всех музыкальных специальностей. В обучении игре на фортепиано заложен огромный образовательный, познавательный и эстетический потенциал, необходимый для музыкантов всех специальностей и направлений подготовки. Фортепиано для музыканта иной специальности получает функции вспомогательного инструмента, посредством которого учащийся способен воплотить в звучании всю сумму музыкальных явлений, входящих в систему изучения eго основной специальности.
Систематическое и планомерное развитие технических навыков учащихся является одной из главных задач обучения исполнительскому мастерству на любом музыкальном инструменте. Современная отечественная педагогика рассматривает инструктивный материал как важное и эффективное средство для технического развития обучающегося игре на фортепиано. Важность изучения этюдов и гаммовых комплексов состоит в том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что способствует рационализации процесса обучения.
Цель технического развития – обеспечение условий, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.
Работа над этюдами и основными техническими формулами (гаммами, аккордами, арпеджио) со студентами дирижерско-хорового и теоретического отделений особенно активно ведется на 1-ом и 2-ом курсах, когда особенно важно заложить у учащихся необходимую техническую базу.
3 ноября у студентов 1-2 курсов ДХО и ТО прошел технический зачет, состоящий из этюдов и конкурсного исполнения гамм. Более убедительными и технически «подкованными», безусловно, выглядели студенты 2 курса. Первое место решением жюри не присуждалось. 2 место разделили Дергунова Карина (1 курс ДХО), Беспалова Надежда (2 курс ДХО) и Егорова Анна (2 курс ДХО). 3 место присудили Мурадян Наре (1 курс ДХО), Ереминой Софии (2 курс ДХО), Синицыной Марине (2 курс ДХО). Дипломами отмечены Гурвич Елизавета, Толпеева Дарья, Тургенева Елизавета (2 курс ДХО).
Внимательно прослушав и проанализировав игру студентов, подводя итоги, члены жюри пришли к выводу, что студентам, вырабатывая быстроту и ровность движений в инструктивном материале, не следует упускать из вида музыкальный контекст, ритмическое членение, постоянное внимание к качеству звука, контролировать плавность движения мелодической линии, четкость артикуляции пальцев.
«Чем совершеннее и безупречнее техническое оснащение, тем скорее появляется возможность переключить все наши устремления в чисто художественную сферу, не опасаясь в заботах о техническом «хлебе насущном» не упустить самое главное», - утверждал К.Флеш.
Данчина Е.Ю.