Осенняя школа учителя-2023
29 сентября 2023 года в ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «ПЕДАГОГ 13.РУ» в рамках Всероссийского педагогического марафона «Осенняя школа учителя-2023» прошла работа лаборатории культурологического образования «Возможности интегрированного урока искусства в условиях обновленных ФГОС».
Основной вопрос мероприятия – актуальность использования интегрированных уроков. Интегрированные уроки способствуют расширению кругозора обучающихся. В межпредметных дисциплинах интегрированные уроки способствуют повышению уровня знаний по предметам, эмоциональному и творческому развитию, росту познавательного интереса обучающихся. Такие уроки обеспечивают формирование творческих способностей обучающихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Участниками Всероссийского педагогического марафона «Осенняя школа учителя-2023» стали учителя изобразительного искусства и музыки общеобразовательных организаций Республики Мордовия. Модератором выступила методист кафедры основного и среднеобщего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Пронина Татьяна Александровна.
Во время работы лаборатории культурологического образования были рассмотрены темы:
Попкова Елена Викторовна, учитель музыки МОУ «Старошайговская СОШ» Старошайговского района, осветила тему «Интеграция изобразительного искусства и музыки как форма развития художественного мировоззрения обучающихся на примере творчества мордовских композиторов».
Кузнецова Юлия Викторовна, учитель изобразительного искусства МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск, поделилась опытом «Межпредметные (интегрированные) связи изобразительного искусства с учебными предметами».
Тувина Ольга Ивановна, учитель изобразительного искусства МОУ «Старошайговская СОШ» Старошайговского района, рассказала об особенностях преподавания интегрированного урока ИЗО в условиях обновленных ФГОС.
Минеева Светлана Анатольевна, учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ №5» г.о. Саранск, сделала доклад на тему «Изобразительное искусство в урочное и внеурочное время».
Вавилова Людмила Николаевна, преподаватель истории мировой культуры ГБПОУ РМ «Саранское музыкальное училище имени Л.П. Кирюкова», осветила тему «Природа в звуке, слове, цвете. Интеграция предметов Искусства».
Отрадно, что среди выступающих была наша выпускница 1987 года отделения народных инструментов Кузина Елена (Попкова Е.В) – учитель музыки МОУ «Старошайговская СОШ» Старошайговского района.
Все выступающие отмечали, что специфика каждого вида искусства (литература, музыка, живопись, архитектура, декоративное искусство) в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами: словом, звуком, красками, различными природными материалами. Поэтому нельзя ограничивать воспитание и развитие обучающихся лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.
На связь и взаимопроникновение искусств друг в друга указывали многие выдающиеся деятели: Леонардо да Винчи — итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, отмечал: «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат». А Микалоюс Чюрлёнис, — литовский художник и композитор подчеркнул: «Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки...».
Изобразительное искусство в системе межпредметных связей позволяет соблюдать и выполнять одно из важнейших условий сохранения интереса к учебной деятельности – ее разнообразие. Разнообразие изучаемого материала, способов и различных форм работы на уроках. Один из самых верных и сильных путей возбуждения интереса – эмоциональное воздействие. Красота, образность, эмоциональная напряженность изучаемого материала на интегрированных уроках изобразительного искусства и музыки заставляет обучающихся с интересом следить за происходящим в течение урока.
Л.Н. Вавилова