Заключительный концерт фестиваля Art - Klavier
Заключительный концерт фестиваля Art - Klavier
V Открытый фестиваль фортепианной музыки Art - Klavier подошел к своему завершению. Заключительным событием в его концертной программе стало выступление гостей из Нижнего Новгорода на сцене Большого концертного зала Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова 27 апреля. Это был концерт фортепианной и вокальной музыки.
В числе четырех участников концерта были выпускницы Саранского музыкального училища и Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Юлия Румянцева и Ксения Тумайкина.
Каждая из молодых пианисток уже достигла немалых успехов, определив свои профессиональные предпочтения.
Юлия Румянцева (в училище ее помнят как Юлию Романович) – выпускница класса заслуженного работника культуры РМ С. А. Чиняевой. Нижегородскую консерваторию Юлия окончила по двум специальностям: фортепиано (класс проф. Г. Б. Благовидовой) и орган (класс ст. преп. О. С. Бестужевой).
Начиная с 2016 года, Юлия Румянцева в качестве солиста и концертмейстера вокалистов участвовала во многих концертах, конкурсах и фестивалях, проходивших в Дрездене, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саранске. Среди последних – III Всероссийский фестиваль-конкурс академического вокала (Чебоксары, 2023) и IX Московский открытый конкурс вокального искусства «Соловьиная роща» (Москва, 2023). В настоящее время Юлия Румянцева работает в ННГК им. М. И. Глинки на кафедрах «Сольное пение» и «Музыкальная педагогика и исполнительство», а также гастролирует по городам России и Европы, сотрудничает с региональными филармониями и организациями СК России, выступая соло и в ансамбле, аккомпанируя вокалистам на органе в католических соборах.
Ксения Тумайкина в Саранском музыкальном училище училась в классе заслуженного работника культуры РМ Л. Г. Стеньшиной, в консерватории – в классе Г. Б. Благовидовой. Класс камерного ансамбля Ксения изучала под руководством профессора, заведующей кафедрой камерного ансамбля Е. А. Флеровой. В консерваторские годы участвовала, как соло, так и в составе ансамблей, в различных международных и всероссийских конкурсах и фестивалях (в Италии, Рузе, Нижнем Новгороде и других городах России) и становилась их лауреатом.
Ксения Тумайкина окончила ассистентуру - стажировку в классе Г. Б. Благовидовой и сегодня ведет активную деятельность как концертный исполнитель параллельно с работой в Нижегородском хоровом коллеже им. Л. К. Сивухина и в ДШИ им. Д. Д. Шостаковича
Молодые пианистки выступили на фестивале в Саранске в составе ансамблей с гостями Мордовии.
В первой части концерта прозвучала вокальная музыка в исполнении Чжана Пэна в сопровождении Юлии Румянцевой. Впервые в истории фестиваля, а возможно и в истории музыкальной культуры Мордовии, на сцене музыкального училища выступил певец из Китая. И это, естественно, вызвало повышенный интерес публики.
Обладатель приятного баритона, магистрант Чжан Пэн (класс ст. преп. А. А. Литвин) является лауреатом многих международных и всероссийских конкурсов. Среди недавних – VI Международный вокально-хоровой конкурс «Царскосельский», номинация «Голос в сопровождении органа» (Санкт-Петербург, 2022), III Всероссийский фестиваль - конкурс академического вокала (Чебоксары, 2023).
В концерте фестиваля Art - Klavier Чжан Пэн исполнил традиционный для баритона репертуар разных эпох и стилей на языках оригинала: на итальянском – арию А. Скарлатти «Sento nel core» и Каватину Фигаро из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», на немецком – песню Ф. Шуберта на стихи Ф. Шобера «К музыке», а на родном представил публике китайскую песню «Любовь лодочника» или «Двое в лодке». Но с особым интересом зрители ждали произведений на русском языке. Были исполнены два сочинения С. В. Рахманинова – Каватина Алеко из оперы «Алеко» и романс на стихи Ф. Тютчева «Все отнял у меня». Как утверждают специалисты, любому китайскому певцу русский романс дается гораздо сложнее, чем африканскому или латиноамериканскому. А все потому, что в китайском языке отсутствует рокочущий звук "р", без которого трудно обойтись при исполнении на русском языке. Кроме того, особенности китайского языка и обусловленная ими вокальная методика заставляют певца зажимать звук, что неприемлемо при исполнении русской музыки – кантиленной, со свободно и широко льющейся вокальной мелодией.
Одобрительными аплодисментами слушатели оценили исполнение китайского вокалиста, преодолевшего языковые и профессиональные трудности русских музыкальных шедевров. Свое выступление Чжан Пэн завершил романсом П. Булахова на стихи П. Вяземского «Тройка», вызвав овации в зале.
Пианистка Юлия Румянцева в полной мере подтвердила полученное на разных конкурсах звание «лучшего концертмейстера»: слаженным был ансамбль с вокалистом, пианистка умело поддерживала солиста, помогая максимально полно донести образы исполняемых сочинений.
Во второй части концерта выступил фортепианный дуэт Ксения Тумайкина – Петр Качалов. Петр также окончил Нижегородскую консерваторию и ассистентуру - стажировку. С 2015 года является концертмейстером Нижегородской консерватории. Он ведет активную концертную деятельность в Нижнем Новгороде, участвует в разнообразных творческих проектах и исполняет, в том числе, музыку собственного сочинения.
Ансамбль К. Тумайкина – П. Качалов существует 10 лет. За это время дуэт многократно участвовал в концертах, фестивалях и конкурсах в Нижнем Новгороде, а в 2022 году стал лауреатом I степени XIII Международного конкурса памяти Е. Ф. Гнесиной в Москве.
В программе, предложенной пианистами саранским меломанам, была сильна просветительская составляющая: прозвучали четыре музыкальных номера из разряда малоизвестной музыки XIX-XX веков.
Свое выступление фортепианный дуэт начал исполнением своеобразного по замыслу сочинения Р. Шумана «Шесть этюдов в форме канона». Названное одним из современных музыковедов «потайной жемчужиной» Шумана, оно соединило в себе два очень разных жанра. Этюд во времена Шумана – это уже не пьеса для отработки того или иного вида техники, но яркое концертное высказывание. Канон – жанр полифонический, генетически связанный с органным искусством и другим временем – эпохой барокко. Интересно, что сочинение было написано Шуманом для особого педального рояля – с подключенной педальной клавиатурой (наподобие органной). Уже через полвека такие инструменты были «ископаемыми», и произведения для них невозможно было ни исполнить, ни услышать. Французский композитор - импрессионист Клод Дебюсси очень бережно переложил «Шесть этюдов…» немецкого романтика для двух фортепиано, сделав сочинение доступным для исполнителей и слушателей.
Слушая сочинение в исполнении Ксении Тумайкиной и Петра Качалова, зрители смогли оценить тонкие взаимодействия романтического и барочного в этой музыке, свободного и строгого, эмоционально-открытого и возвышенно-одухотворенного, типично «шумановского» – и близкого музыке И. С. Баха.
Завершался концерт произведением, изначально тоже написанным для одного фортепиано. Пианисты исполнили Вальсы Ф. Шуберта в переложении С. Прокофьева для двух фортепиано. Как и в первом случае, была интересна «встреча» творческих импульсов и позиций двух выдающихся композиторов, представляющих разные столетия и разные культуры. «Прокофьевские» звучания особенно ярко слышались в заключительных эпизодах сочинения.
В центре своей программы нижегородские пианисты расположили произведения, написанные авторами изначально для двух исполнителей. Они познакомили публику с тремя пьесами из цикла «Легенды» для фортепиано в четыре руки чешского композитора А. Дворжака и сочинением «Русский хоровод» (сказка) для двух фортепиано русского композитора Н. Метнера. Музыканты уловили и передали славянский колорит, по-разному представленный композиторами в этих произедениях: лирико-эпическими образами у Дворжака, атмосферой жанровой картины народного веселья – у Метнера.
Концерт произвел самое благоприятное впечатление на слушателей – серьезностью репертуара, профессионализмом исполнителей, и в целом – соответствием атмосфере фестиваля Art-Klavier.
И, конечно, не могло не порадовать то, что в числе первооткрывателей новой для саранских слушателей музыки и новых имен были выпускники Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова.
М. Голубчикова, музыковед