Делимся сокровенным…
Делимся сокровенным…
11 мая, театр им. И.М.Яушева, «Старая комедия на новый лад» ‒ вариации по пьесе А.Арбузова.
Алексей Арбузов – советский драматург, передавший дух своего времени, сам дух эпохи. Такие пьесы Арбузова, как «Мой бедный Марат», «Сказки Старого Арбата», «Старомодная комедия», являются «свидетелями» жизни в СССР послевоенных десятилетий – 50-х-60-х. Ещё не ушла острота военной трагедии, ещё жизнь не стала «сытой» и бездумной.
Пьеса, названная последней в этом списке, легла в основу драматической постановки Нины Александровны Фенеши и её мужа, народного артиста Республики Мордовия, Сергея Плодухина. Два героя на сцене удерживали внимание полного зала Государственного музыкального театра РМ им. И.М.Яушева на протяжении без малого трёх часов. Чем же? Сюжет прост и, как думалось, должен быть знаком публике. Но нет: судя по реакции на самые начальные реплики, многие зрители слышали их впервые. История житейская, которую можно пересказать одной фразой: «Просто встретились два одиночества». Немолодые герои от полного взаимного неприятия и непонимания приходят к нежному и трогательному чувству близости, нужности друг другу.
Перипетии сюжета разнообразны: есть смешные эпизоды, есть пронзительно трогательные и даже пафосные. Усилить и подчеркнуть отдельные моменты призвана музыка. И поэзия. Героиня Нины Фенеши похожа на неё саму: она цитирует стихи, и, кстати, замечу, что для людей того поколения, которое обозначено упоминаемыми приметами и событиями, знать стихи классиков и современных поэтов было нормой. Моя мама, человек того времени, например, постоянно вставляла в свою речь поэтические цитаты. Согласитесь, сейчас это ушло из нашей жизни. В самом начале действия, на вопрос об ударении в фамилии Жербер прозвучало: «Можно и так, и так, как БАльмонт и БальмОнт». Захотелось добавить: и как ФЕнеши или ФенешИ. Ведь знакомые Нины Александровны используют оба варианта ударения в её фамилии.
О музыке. Весь сюжет поделён на отдельные сцены (в кабинете главного врача санатория, в кафе, на площади Риги у Домского собора, в комнате героя с видом из окна на море…). И для каждой сцены есть своё музыкальное наполнение: песни собственного сочинения Сергея Плодухина, хит Элвиса Пресли, «Соловьи» В.Соловьёва-Седого, «Ноктюрн» Александра Кублинского («Ночью в узких улочках Риги»), песня из репертуара Софико Нижарадзе, и знакомая до боли, но почти неузнаваемая в новой аранжировке песня Кирилла Молчанова из кинофильма «Доживём до понедельника». А также названная в спектакле «дворовой» песня «Несмеяна» – и «Ave Maria» Дж. Каччини… А теперь об удивительном. То, что вокалист Сергей Плодухин поёт по ходу действия, вряд ли кого-то удивило. Удивительно другое: высокий духовный настрой в одной из сцен был задан во многом закадровым звучанием «Ave Maria» Дж. Каччини – и, представьте, в исполнении Нины Александровны!
Одной из примет режиссёрского стиля Нины Фенеши является включение параллельного основному драматическому – хореографического действия. В каждом эпизоде на сцене появлялась пара танцоров, воплощающая, более открыто, более чувственно и – очень красиво! – чувства героев, их растущее притяжение, переживание драматических событий прошлого. Танцы поставил заслуженный артист РМ Дмитрий Владимиров и исполнил со своей партнёршей Евгенией Косаревой. Просто необходимо сказать добрые слова в адрес Дмитрия: его участие в драматических постановках Нины Александровны становилось важным элементом и всех предыдущих спектаклей, привнося в них дополнительные глубинные смыслы. Танцы в постановке Дмитрия оригинальны по пластике и драматургическим решениям, они становятся по-настоящему неотъемлемой частью общего развития.
И вот ещё о танцах: по ходу пьесы сами герои, выйдя из ресторана, в приподнятом настроении, решают «тряхнуть стариной» ‒ и танцуют рок-н-ролл! Сами! С акробатическими трюками и «ломаной» пластикой.
В каждом спектакле Нины Александровны обязательно принимают участие студенты и выпускники музыкального училища. Так было и на этот раз: при встрече героев в кафе фон создаёт инструментальный ансамбль, полностью состоящий из студентов отделений народных и духовых инструментов: Ольга Нажалкина, Евгений Яранцев, Даниил Беляков, Дмитрий Карабанов. В организации студентов важную роль сыграл преподаватель духового отделения музыкального училища заслуженный работник культуры РМ Василий Геннадьевич Трунин. Пьесу итальянского композитора Дж.-Б.Витали исполнил выпускник училища, солист оркестра музыкального театра им. И.М.Яушева Олег Храмов.
А ещё исполнителей отличает культура речи (так, кстати, называется и один из предметов, который преподаёт в музыкальном училище Н.А.Фенеши) – текст произносится ими внятно, осмысленно, выразительно. Публике не нужно было ловить каждое слово, чтобы понять смысл фраз, суть ситуаций, если только в смысле «ловить, будучи захваченным происходящим». Это да, ощущалось.
О личном. В ткани повествования авторский текст был «прошит» и дополнен личными мотивами, образами. Это выражалось и во включении личных ощущений, воспоминаний, деталей. Например, со сцены звучат стихи сына героини и её ответные строки – а, на самом деле, это стихи сына Нины Александровны и Сергея Александровича Володи, безвременно ушедшего из жизни – и её собственные стихи. Включены в текст детские воспоминания соавтора, случаи из жизни. В эпизоде в кафе с маленькой девочкой и подаренной ей игрушкой на сцене появится даже внучка главных исполнителей Маша, что придаёт личностный тон происходящему. Со слов Нины Александровны, она стремилась приблизить события пьесы к своей жизни посредством насыщения её личными тонкими ощущениями – упоминаниями цветов, запахов, вещей, которые ей дороги. Вследствие этого поменялось даже имя главной героини: вместо Лидии появилось «ароматное» имя Лилия (Лия).
Оформил спектакль заслуженный деятель искусств РМ Владимир Фурсов. Интересно, что одним из элементов сцены явился белый театральный рояль, как бы излучающий собой благородство, присущее и героям, и намекающий на важное место музыки в их жизни.
Хочется сказать о публике в зале. Было много знакомых лиц, из разных кругов городской интеллигенции: поэты, преподаватели университета, музучилища, духовенство, студенты. Думается, все по достоинству оценили постановку, а, главное, тот посыл, который она несла нам всем: творить добро, заниматься творчеством, нести свой талант людям. Среди горожан много подвижников, которые, каждый в своей области, осуществляют творческие проекты. Низкий поклон всем таким людям! Давайте объединяться, обмениваться идеями, поддерживать друг друга, помогать, ценить! Вот такие мысли оставила постановка «старой комедии на новый лад».
Асанова С.Б.