Конкурс ансамблей дирижеров
Традиционно весной, в конце апреля, начале мая, в Саранском музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова проводится конкурс фортепианных ансамблей среди студентов 2,3,4 курсов дирижёрско–хорового и теоретического отделений. Один из таких концертов состоялся 4 мая 2023 года в хоровом классе училища.
История развития такой формы совместного музицирования как фортепианный ансамбль насчитывает уже несколько веков. Этот жанр начал стремительно развиваться во второй половине ХVIII века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: гораздо более расширенным диапазоном, способностью применять крещендо и диминуэндо в произведениях, а затем и использовать добавочный резонатор педали. Значительно возросла полнота и сила звучания фортепиано, для исполнителей открылись неведомые регистровые краски.
К началу ХIХ века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы ХIХ и ХХ столетия.
Существует два вида фортепианного ансамбля - на одном или на двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике.
Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и является неотъемлемой частью учебой программы «Фортепиано, чтение с листа и аккомпанемент» в нашем училище. Близкое соседство исполнителей, студентов разных отделений, за одной клавиатурой способствует развитию их внутреннего единства и сопереживания. Именно благодаря ансамблю, учебный и концертный репертуар студентов пополняется яркими, интересными произведениями, созданными композиторами разных эпох.
В этом году в конкурсе принимали участие ансамбли, сложившиеся из пар «студент-студент» и «студент-преподаватель». Были исполнены произведения композиторов разных стилей и жанров: Д.Гершвина, А.Аренского, Ф.Яруллина, В.А.Моцарта, Ф.Лея, С.Рахманинова, Г.Гладкова, Й.Брамса, Дж.Верди ,Г.Свиридова.
Несмотря на разный уровень технической оснащенности и владения фортепиано студентами, все произведения были исполнены с большой степенью заинтересованности и профессиональной подготовки.
Конкурсные исполнения были выделены в две номинации: «студент-студент» и «студент-преподаватель». По итогам обсуждения, жюри присудило следующие места:
- в номинации «студент- студент»
1 место – ансамбль Кемаева Ирина - Мохова Ирина, (студентки 4 ого курса ДХО), исполнившие Дж.Верди «Вальс» из оперы «Травиата», переложение для фортепиано в четыре руки;
- ансамбль Юсупова Фатыма - Ганюшкина Наталья( 2 и 3к ДХО), в исполнении которых прозвучал отрывок из оперы В.А.Моцарта «Дон Жуан».
2 место – ансамбль Синтюрина Диана (3 к ТО) - Чекашкин Андрей(1к ОНИ) с произведением Г.Гладкова «Песня Атаманши» из м-фма «Бременские музыканты»;
3 место – Карпушкина Полина - Сакович Александра (2 к ДХО) ,исполнившие музыку современного татарского композитора Ф.Яруллина «Сплетницы» и ансамбль студентов Амиров Раиль(2к ДХО) – Синицина Марина (3л ОДИ), с композицией Дж.Гершвина «Любимый мой».
В номинации «студент – преподаватель» места распределились следующим образом:
- 1 место не было присуждено
- 2 место Осипова Дарья (3к ДХО) - Осипова И.С. (С.Рахманинов, ор.11,6ть пьес для ф-но в четыре руки ,№4, «Вальс»)
- 2 место Горбунова Анастасия (4к ДХО) – Чиняева С.А. (Г.Свиридов, «Зимняя дорога», фрагмент из музыкальной иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»)
-2 место Сабина Асаинова (2 к ДХО) - Данчина Е.Ю.( Ф.Лей, «История любви»);
-3 место Чудаева Анна (2 к ДХО) – Осипова И.С. (А.Аренский,ор.34, 6ть детских пьес для ф-но в четыре руки,№4 «Вальс»);
-3 место Кочеткова Кристина (3 к ДХО) - Кирюшкина М.Н. ( Й.Брамс, «Венгерский танец №2»,переложение для ф-но в четыре руки).
Играя в ансамбле, студенты сталкиваются с такими понятиями, как синхронность, тождественный штрих, динамическое равновесие. Знакомятся с такими понятиями, как ауфтакт и внутредолевая пульсация. Владение этими навыками необходимо ансамблисту (а студентам дирижерско-хорового отделения в особенности) для точного совместного начала игры, для вступления между разделами произведения, а также для достижения синхронности исполнения в медленных темпах и паузах.
Студенты разных отделений проявляют большой интерес к ансамблевому музицированию, которое является не только важным компонентом учебного процесса ,но и приносит им огромное удовольствие от совместного творчества со «второй половиной» дуэта, будь это студент или преподаватель.
Следует также добавить, что в конкурсе принимали участие студенты преподавателей по классу фортепиано: Чиняевой С.А., Данчиной Е.Ю., Антыгиной С.А, Резеповой Н.Ю., Кирюшкиной М.Н., Сидоркиной О.Н, Медведевой С.В., Осиповой И.С.