ART-KLAVIER-V
ART-KLAVIER-V
2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. Для студентов-музыкантов роль педагога, особенно по специальности, невозможно переоценить. Пианисты, скрипачи, баянисты и все остальные всегда считают своего педагога лучшим, в профессиональном плане – безусловно подчиняются его авторитету, и, если отношения их сложились благоприятно, часто хотят следовать его примеру. Образец таких отношений нам, студентам и преподавателям Саранского музыкального училища, продемонстрировало выступление студентов класса фортепиано профессора Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки Благовидовой Галины Борисовны.
Показательно, что уже первый номер в концерте прошёл с участием педагога: Галина Борисовна выступила участницей ансамбля редкого состава – фортепианного квартета. Игра в 4 руки – вещь довольно распространенная, а вот в 8 рук – почти экзотика. Педагог в этом ансамбле был стержнем, фундаментом, мотором. Музыка, хорошо нам знакомая, предстала в новом свете. Прозвучала Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – торжественная, блестящая и виртуозная. Остальные три партии исполнили студенты. Здесь очень важным компонентом исполнения стал ритм, и, шире, пульс как организующее начало. Темп я про себя назвала «беспощадным» ‒ на предельной скорости пролетела большая сонатная форма с кодой, не давая слушателям перевести дух.
О программе концерта и его участниках. Все артисты, за исключением одного, Никиты Грачёва, ‒ наши выпускники разных лет, и, что примечательно, выходцы из одного класса – класса Лидии Генриховны Стеньшиной, которая тоже окончила Нижегородскую консерваторию. Согласитесь, просматривается преемственность, поддержание традиций – то есть ровно то, о чём так уместно говорить в год педагога и наставника. Девочки, и в годы учёбы в училище бывшие отличницами, всегда стремящимися к профессиональному росту, самосовершенствованию, существенно выросли. Это: студентка 2 курса консерватории Полина Кудрявцева, студентка 4 курса Анастасия Чучина (сейчас – Суменкова) и выпускница, ныне ведущий концертмейстер кафедры оркестровых и струнных инструментов консерватории Ксения Тумайкина.
В программе концерта были представлены сочинения композиторов разных эпох, в том числе произведения С.В.Рахманинова – юбиляра этого года и месяца. Анастасия Суменкова и Полина Кудрявцева исполнили каждая по две прелюдии Рахманинова. Что характерно, в пары были объединены прелюдии в одноименных тональностях: у Полины Соль мажор и соль минор, у Анастасии Фа мажор и фа минор. Такое решение позволило исполнителям показать единство через контраст: прелюдии, близкие в силу общности их тоник, предстали перед слушателями окрашенными в индивидуальные тона, противопоставленными друг другу. Думаю, таков был замысел педагога, и он удался. Из частностей, деталей исполнения хочется отметить мастерски выстроенную агогику (ведь это очень ценно, чуткому слушателю всегда понятно, когда агогика выполняется формально, а когда она прочувствована, рождается в процессе осмысленного логического изложения). Сложнейшую яркую прелюдию Ре-бемоль мажор исполнила Ксения Тумайкина, и это исполнение было страстным, одухотворённым, увлекательным для слушателей.
Никита Грачёв сыграл произведение современника Рахманинова, Николая Метнера – Сонату «Ночной ветер», которая органично продолжила линию «серебряного века» в концерте. Никита – студент 5 курса, очень техничный, при этом техника не выходит на первый план, а поставлена на службу музыкальным смыслам. Его исполнение этого сложнейшего, необычного по стилю и форме произведения было осмысленно от первой до последней ноты. Отдельно хочется отметить чрезвычайную сложность фактуры этой сонаты: множество голосов, отдельных линий, каждая из которых важна и не может быть нивелирована, ‒ и слышно было, как важно это для пианиста и как он стремится дать всем голосам высказаться, прозвучать. После Рахманинова и Метнера в качестве продолжения «просился» Скрябин, но этого не случилось.
Отдельным островком в концерте стали 8 пьес Й. Брамса, исполненные Анастасией Суменковой: 4 каприччио и 4 интермеццо. Стилистически они разительно отличались от остальной программы, но, думается, педагог включил их в программу именно этой исполнительницы, потому что они отвечают её внутренней и внешней сущности.
Все участники концерта подкупают своей манерой слушать себя, играть вдумчиво, красивым звуком. Они продемонстрировали не только техническую оснащённость, но и умение выстроить форму, организовать динамический и агогический планы. Молодые артисты являются, безусловно, мыслящими, глубоко чувствующими музыкантами, с присущей каждому органикой, индивидуальным пианистическим стилем. Отдельным удовольствием было следить за руками пианистов, очевидно, свободными, пластичными, с красивыми естественными движениями.
Этот концерт явился продолжением мероприятий в рамках проекта «ART-KLAVIR», который проводится в нашем училище уже в пятый раз.
Впереди нас ждут новые концерты, следите за новостями!
Асанова С.Б.