Преодоление дезадаптации у студентов первокурсников в практике классного руководителя
Преодоление дезадаптации у студентов первокурсников в практике классного руководителя
Современные технологии сделали нашу планету прозрачной, открытой и непредсказуемо быстро развивающейся. Постоянно возрастающая социальная динамика детерминирует новый круг проблем вокруг общества и индивида. Одной из ключевых задач образовательно-воспитательного процесса в образовательной организации является преодолении проблемы адаптации обучающихся к социальной среде, в которой происходит выработка отношения к своей будущей профессии, овладение способами и приемами самостоятельного обучения, полноценное включение в новые виды учебных коллективов с разными традициями и видами деятельности. Указанные аберрации в социализации индивида позволяют поставить и осмыслить проблему социальной дезадаптации, под которой понимается наличие трудностей, нарушений или девиаций, возникающих у человека в новых социальных условиях.
Дезадаптация индивида проявляется тогда, когда он не может адекватно отвечать на внешние требования, исходящие из его социального статуса.
Дезадапатация сопровождается неуспеваемостью, ухудшением взаимоотношений с педагогами и родителями, грубостью, резкостью, агрессивностью, конфликтностью, поведенческими нарушениями. В мировоззрении индивида происходит нарушение единства мироощущения и миропонимания с явлениями окружающего мира, с его нормами. Ослабевают социальные связи между социальными институтами, которыми охвачен индивид (семья, образовательная организация, церковь, армия, государство и т.д.). В этой ситуации пропадает стремление к самоутверждению общественно приемлемыми способами, индивид попадает в психологическую изоляцию, утрачивает чувство принадлежности к общей культуре, начинает активно осваивать во многом опасные микросредовые ценности и установки.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении социальных норм, стремлении к асоциальному поведению. При этом деформируется внутренний регулятор, искажаются ценностные и социальные установки. Нарушается содержательная сторона социализации личности (Конева О.Б.).
Социальная дезадапрация порождает парциальные социальные нарушения (нецензурная лексика, курение, алкоголизм, конфликтность). При неправильной коррекции эта стадия может перерасти в стадию социальной запущенности (глубокое отчуждение от семьи, учебного заведения, крайние форма негативной девиации – наркомания, алкоголизм, аморальное поведение, бродяжничество или совершение преступлений).
Основные причины социальной дезадаптации в образовательной организации:
- перманентное повышение требований к знаниям и умениям студентов;
- преобладание в учебном процессе стереотипов, ориентирующие образовательные задания не на творческое осмысленное изучение материала, а на конспектирование и заучивание;
- рефлексивные процессы студентов вокруг проблемы правильности самоопределения, поиска своего смысла и цели в жизни, которые побуждают их критически оценивать перспективы выбранной профессии;
- трудности адаптации к новым учебным условиям, отсутствие знаний специфики уклада учебной организации;
- коммуникативные проблемы с педагогическим составом образовательной организации;
- неумение проявлять ответственность, ощущение безграничности временного фактора;
- отсутствие навыков тайм-менеджмента;
- неумение регулировать и корректировать свое поведение в социуме;
- рост популярности конфликтного поведения во всех типах социальных отношений под воздействием масс-медиа;
- наличие травмирующего опыта жизни, воспоминаний или страхов;
- преобладание визуализированного информационного мира над реальным.
Предрасположенность к социальной дезадаптации закладывается в семье, где между родителями и детьми могут выстраиваются дистанционные отношения. Неустанное стремление к воспитанию «идеального ребенка» со стороны родителей может привести к агрессии со стороны детей, которые стремятся к выражению своего мнения и удовлетворению своих потребностей (в пограничных случаях через отказ признавать любые нормированные социальные уклады).
Ключевой период адаптации в учебной организации проходит в первый год обучения. Продолжительность и сложность этого периода напрямую связана с индивидуальными особенностями первокурсников.
Социальная адаптация начинается с понимания первокурсниками, что прежний опыт обучения и привычные социальные модели поведения могут не приводить к достижению желаемого успеха в новых условиях. В этих обстоятельствах необходимо уметь трансформировать свою модель поведения с учетом особенностей и требований новой социальной среды.
Оперативно освоить адаптационные стратегии получается не у всех, всегда остается определенный процент обучающихся, которые включаются в новые социальные отношения частично. Формируется группа риска, которая характеризуется разбалансировкой отношений личности с другими обучающимися и педагогами (Овчинникова Г.А.). Молодые люди испытывают трудности познавательного и коммуникативного характера, обладают неадекватной самооценкой, разобщенностью эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер. Из-за неблагополучной психологической атмосферы у них может быть повышена тревожность, депрессивность, возникает чувство культурно-нравственной неполноценности.
Процессы дезадаптации могут быть усилены отсутствием систематической профилактической работы в образовательной организации, направленной на своевременное распознавание и предупреждение дезадаптации.
Первичная профилактика дезадаптации должна начинаться с предупреждения попадания обучающихся в «группы риска», направлена на блокирование зарождающейся дезадаптации посредством психолого-педагогической поддержки, способствующей преодолению возникающих индивидуальных трудностей, повышению их адаптации, стрессоустойчивости к меняющимся условиям жизни.
Для профилактики дезадаптации в образовательной организации следует:
- систематически проводить психологическую диагностику признаков и предпосылок дезадаптации;
- своевременно выявлять и классифицировать уровни и формы дезадаптации студентов;
- создавать в образовательной организации здоровьесберегающую образовательную среду, активно использовать современные педагогические технологии;
- культивировать в образовательном пространстве профессиональную педагогическую среду, направленную на индивидуально-типологические особенности обучающихся;
- предоставлять коррекционную помощь обучающимся с различными уровнями адаптации в учебное и внеучебное время;
- формировать студенческие активные группы по разным направлениям (творческим, спортивным, военным и т.д.), которые максимально охватывают всю студенческую среду;
- формировать студенческое самоуправление из числа студентов старших курсов, которые организуют и проводят адаптационные мероприятия;
- организовать курирование учебных занятий с целью определения степени результативности адаптационного периода у первокурсников;
- организовывать совместные студенческие мероприятия для студентов первого курса;
- разрабатывать классными руководителями общие и индивидуальные программы профилактики дезадаптации первокурсников;
- проводить периодически и систематически мониторинг эффективности программ профилактики дезадаптации;
- выставлять оценку по эффективности реализации программы, проводить анализ достигнутых результатов (Самородова Т.Е.).
Адаптация студентов к новым социальным условиям всегда двуединый процесс. Все возникающие проблемы могут профессионально решаться только совместными усилиями педагога и студента. Направленностью совместных усилий всегда будет целостное усвоение нормативно-правовых и ценностных установок новой социальной среды. Успешное освоение новых требований откроет обучающимся новые смыслы, которые станут их путеводной нитью в будущей профессии, с которой они себя будут идентифицировать.
Средой адаптации является образовательная система, которая должна быть максимально творческой, позитивной и профессиональной. Институт классного руководителя в образовательной организации первым принимает на себя весь основной «удар» адаптационного периода обучающихся. В арсенале методов работы классного руководителя должны быть самые современные подходы к решению сложных и противоречивых адаптационных проблем. Довольно интересной, полезной и перспективной методикой работы является видеорепортаж.
В качестве примера представляем видеорепортаж с мероприятия «Веревочный курс» (13 сентября 2022 год). Мероприятие организовано активом Студенческого совета Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова.
Автор видео – Чугункин В.В., куратор 1 курса ДХО
Озвучивание текста – Карабанов Дмитрий, студент 3 курса ОДИ.
Ссылка на видео: https://youtu.be/0roNJaDQXgw
Чугункин В.В.