«Онегина» воздушная громада»
«Онегина» воздушная громада»
К 90-летию Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова студия-эксперимент «Нина» подготовила свой скромный дар. А.С. Пушкин 200 лет тому назад начал сочинять своего «Онегина». Это произведение настолько необыкновенное в мировой литературе, что невозможно не обратить на него своего внимания. Так же нельзя не испытывать трепета, если прикасаешься к нему. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Как сказал Владимир Набоков: «Кровь Пушкина течет в жилах новой русской литературы с той же неизбежностью, с какой в английской – кровь Шекспира». А «Евгений Онегин» – это Вселенная, которая движется в пространстве и во времени. Атмосфера художественного мира романа в стихах необычайно привлекательна. В каждой строфе «Онегина» богатейшая информация. Точно, верно и обстоятельно передает поэт русскую жизнь первой трети XIX века. Магнетизм «Онегина», бесспорно, испытал каждый русский человек на себе.
Мы дерзнули прикоснуться к этому до конца неразгаданному творению гения. Осень и начало зимы прошли для нас под знаком «Пушкин». Очень много трудностей возникло в процессе работы: эпоха, давно ушедшая, язык, поэтически рафинированный для неискушенного самодеятельного артиста.
Но время шло, и оказалось, что для Пушкина нет преград, ни временных, ни пространственных.
Наши самодеятельные артисты за время совместной творческой работы заметно повзрослели. Плохо это или хорошо? Мы думаем, замечательно!
По словам Максима Кортикова (1 курс ОНИ), нашего Онегина, его понимание своего персонажа сильно углубилось. Он научился некоторым аристократическим манерам, а знания о романе обогатились. На ум приходит сравнение: небо и земля. Роль Татьяны была доверены Нурлане Гамидовой (2 курс ФО). Эта редкая девушка, она одна из немногих с огромной увлеченностью читает русскую классическую литературу. Нурлана призналась, что, работая над ролью, приобрела колоссальный опыт, стала немного другим человеком, овладела начальными основами актерского мастерства, научилась выражать свои эмоции, усовершенствовала свое голосовое звучание. Валерии Дуденковой (1 курс ФО) досталась роль возлюбленной Владимира Ленского. Она так органично вошла в образ своей героини, что одно удовольствие было наблюдать на репетициях за её игрой. На наш взгляд, Валерия придала Ольге новые нюансы чувств, живописных красок. С Ленским, мы уверены, нам просто повезло. Алексей Киров (1 курс ВО, ТО) поет, играет на рояле, обладает таким редким в наши дни качеством – интеллигентной простотой, а также эстетическим вкусом. По мнению Юрия Владимировича Манна, известного российского литературоведа: «Ленский – талант выдающийся». Доказательством тому служат слова А.С. Пушкина: «Быть может, для блага мира он рожден». На наш взгляд, Алексей отлично справился с поставленной перед ним непростой задачей.
С.А. Плодухин, принял самое активное участие в проекте. Он признался в том, что с огромным удовольствием работал со студентами. Его творческая энергия получила выход.
Хочется выразить огромную благодарность и восхищение О.А. Селякиной за её самоотверженное отношение к делу и высокое профессиональное мастерство. Мы глубоко признательны Е.А. Щербаковой. Её воспитанник Кирилл Моисеев (1 курс ССО) вписался в наше театрализованное представление «Музыканты читают Пушкина» абсолютно органично с «Каватиной» И. Раффа. Несмотря на свой юный возраст, он тонко понимает смысловое содержание музыки, которую исполняет. Несомненная заслуга в этом принадлежит его педагогу.
Вслед за Пушкиным мы можем сказать: вновь и вновь «сквозь магический кристалл» мы стремимся постичь, разгадать, насладиться его волшебным текстом. Стихи А.А. Ахматовой каждый из нас неизбежно присваивает себе, потому что они очень верно отражают наше отношение к роману в стихах: «И было сердцу ничего не надо, Когда пила я этот жгучий зной… «Онегина» воздушная громада, Как облако, стояла надо мной».
Н.А. Фенеши, Л.Н.Вавилова