Мастер-класс старшего преподавателя кафедры скрипки Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Дины Салаватовны Хисанбеевой
Мастер-класс старшего преподавателя кафедры скрипки Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова
Дины Салаватовны Хисанбеевой
Однажды знаменитому скрипачу Сергею Стадлеру задали вопрос, что такое скрипичный мастер-класс? Маэстро ответил: «Это возможность немножко поучиться у известного скрипача или профессора».
8 декабря 2022 года на отделении оркестровых струнных инструментов Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова состоялся мастер-класс старшего преподавателя кафедры скрипки Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, лауреата всероссийских и международных конкурсов, обладателя Президентского Гранта II степени, концертирующей скрипачки Дины Салаватовны Хисанбеевой. Знакомство с педагогом произошло в этот же день, чуть ранее – на великолепном концерте творческого коллектива консерватории, в котором Дина Салаватовна блестяще выступила, покорив зрителя артистизмом и виртуозной игрой.
В мастер-классе приняли участие студенты-скрипачи 1 курса Исайкин Виктор (класс Калининой М.С.), Моисеев Кирилл (класс Щербаковой Е. А.), Вахтурова Дарья (класс Певневой Л.Ф.), студент 2 курса альтист Капитонов Кирилл (класс Калининой М.С.) и скрипачи – выпускники этого года Иванова Анна и Скворцова Екатерина (класс Щербаковой Е.А), Гончаров Евгений и Ткаченко Елизавета (класс Певневой Л. Ф.).
Мастер-класс продолжался более полутора часов. Работа была насыщенной, по-деловому чёткой и конкретной. Молодая, энергичная, мобильная Дина Салаватовна работала над каждой деталью – скрупулезно, подробно, «шаг за шагом». Присутствующие на мастер-классе отметили очень хорошее качество педагога - непременно добиться нужного результата поставленной задачи. К каждому студенту Дина Салаватовна нашла свой «ключик», подобрав точные, а, главное, ценные комментарии по поводу исполнения выбранного для мастер-класса произведения.
В игре Исайкина Виктора (Я. Донт «Этюд ля минор») Дина Салаватовна отметила умение студента «держать смычок так, чтобы он не издавал скрежет при смене», а также «хорошее распределение смычка». В качестве пожелания посоветовала «добавить плотности смычка, чтоб звук не звучал поверхностно, а заполнял все пространство».
В «Каватине» И. Раффа, исполненной Кириллом Моисеевым, работа шла над качеством звука – его окраской, «по-вокальному певучим» звучанием.
Внимание Вахтуровой Дарьи, выступившей с первыми двумя частями Сонаты № 4 Г. Генделя, было направлено на детали – штрихи, акценты, динамику. И снова кропотливая работа над звуком – пожелания «почувствовать вес смычка», не допускать «ленивого» звука, обратить внимание на атаку звука.
Студент-альтист Кирилл Капитонов исполнил «Grave» И. Бенды. Работа шла над чистотой строя, правильным распределением смычка, «вокальном» интонировании на инструменте.
С Екатериной Скворцовой в Первой части Концерта № 2 соль мажор Й. Гайдна работали над распределением смычка, связью правой и левой рук при игре пассажей, говорили о динамике.
С Ивановой Анной, представившей «Сарабанду» из Партиты № 1 и Елизаветой Ткаченко, исполнившей «Лур» и «Гавот» из Партиты № 3 И. Баха, кроме работы над звуком, шёл разговор о стилевых особенностях музыки композитора, образе сочинения, внимательном отношении к его музыкальному языку, строгом и выверенном исполнении произведения.
Сочинения Иоганна Себастьяна, заняли, пожалуй, преимущественное положение на мастер-классе. Так, с Гончаровым Евгением, выбравшем для занятия «Бурре» и «Дубль» из Партиты № 1 композитора, работа шла над фразировкой, нюансировкой. Дина Салаватовна призвала Евгения к более «взрослому прочтению» музыки Баха, «убрав манерность, сделав звук более собранным и строгим». Педагог поделилась впечатлениями от прошедшего осенью Всероссийского конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах, где прозвучало авторитетное мнение по поводу исполнения музыки Баха.
Время мастер-класса пролетело незаметно, доставив всем его участникам огромное удовольствие от общения. Высказанные пожелания, несомненно, будут полезны, ведь впереди не только зимняя сессия, но и государственный экзамен у выпускников, а значит у ребят и их педагогов есть возможность внести коррективы в программу.
Музыковед Наталья Родина