Нет предела совершенству (мастер-класс у пианистов)
Нет предела совершенству (мастер-класс у пианистов)
8 декабря 2022 г. мне довелось побывать на мастер-классе для пианистов, который провёл Фахразиев Зульфат Талгатович, старший преподаватель кафедры специального фортепиано Казанской государственной консерватории им. Н.Н.Жиганова. Сам формат мастер-классов мне представляется максимально гибким, его можно трактовать самыми различными способами. Данный мастер-класс не являлся креативным, необычным по форме, но по своей сути оказался и интересным, и полезным. Занятия с каждым студентом были выстроены, исходя именно из его нужд и направлены на преодоление тех проблем, которые встают перед преподавателями и учениками в их занятиях специальностью.
Обо всё по порядку. Большим плюсом явился возраст преподавателя: этот совсем ещё молодой человек легко входил в контакт с каждым учеником, ведь между ними совсем небольшая возрастная разница. Зульфат Талгатович позанимался с тремя студентками, и у каждой, уверена, осталось ощущение, что за время урока достигнут новый качественный уровень, открылись новые возможности, и, главное, намечены пути преодоления тех проблем, которые интуитивно ощущались, но не были так ясно обозначены, вскрыты.
Родькина Анастасия, 4 курс (класс преподавателя Малышевой Валентины Александровны) – хорошо технически оснащённая студентка, имеет немалый опыт концертных выступлений, творческих состязаний. Для работы было взято крупное виртуозное произведение – парафраз Ференца Листа на темы квартета из «Риголетто» Дж. Верди.
Наиболее важные проблемы, которые решались в ходе урока: интонирование (тезис – «исходить из того, что это – вокальное произведение»), необходимость фразировать крупнее, объединяя, охватывая большие фрагменты текста, не дробя его на такты и, тем более, на доли. Решались и технические задачи: аппликатура, овладение приёмами контрапункта пластов (тема в левой руке сохраняет певучесть, выразительность, а правая рука в исполнении пассажей автономна, свободна, несёт в себе характерный листовский импровизационный дух).
Были предложены эксперименты с фактурой и при разучивании пассажей из двойных нот, осуществлялись новые варианты акцентировки, что позволило эффективнее наладить их техническое освоение. Вся работа шла в тесной связи с сюжетом произведения, каждая тема ассоциировалась с персонажем, его характером, особенностями интонирования. Между делом были даны и советы по педализации, динамике, темповым и штриховым решениям.
В итоге осталось чувство удовлетворения, были ясно обозначены и задачи, которые нужно решать, и приёмы работы.
Анастасия Пруцкова, 4 курс (класс заслуженного работника РМ Ведяшкиной Ольги Анатольевны) представила 1 часть Соль-мажорной 10-й сонаты Людвига ван Бетховена.
С самого начала встал вопрос трактовки тематического материала сонаты – на первый план должна была быть выдвинута певучесть, гибкость мелодизма в главной партии (что редкость для венских классиков вообще и для Бетховена, в частности). Зульфат Талгатович обратил внимание студентки на тот факт, что вся главная партия звучит как «безударная», в ней отсутствует опора на сильные доли, так как композитор помещает её в такие ритмические условия. Отсюда – иные задачи: пропеть, наполнить её воздухом, сделать полётной, светлой. Мне понравился приём, который педагог предложил Насте для достижения вокального интонирования: трактовать мелодию как ноктюрн, поместив её в условия соответственной фактуры (левая рука с характерными фигурациями) – и вскоре мелодия полилась певуче и гибко!
В ходе занятия педагог нередко брал на себя исполнение части голосов, чтобы студентка могла всецело сосредоточиться на проведении мелодической линии. Один из рекомендуемых приёмов – пение тематического материала; пел и сам педагог, и студентка.
В интонировании важно понимание процессов, которые положены в основу развития. Было указано на недопустимость интонирования, лишённого цели, вершины. Каждый мотив понимается в связке с предшествующим и последующим, включён в общий поток развития. При исполнении сонат Бетховена нелишним будет знание инструментовки, что поможет разнообразить тембровое звучание, ассоциируя тот или иной тематический материал с оркестровыми инструментами.
Попутно давались рекомендации по техническим вопросам: экономия движений (в частности, пальцев), удобство аппликатуры, движения кистью. И, конечно, самое важное – наполнение произведения жизненным содержанием, ассоциациями. Был затронут вопрос выбора редакции сонат Бетховена (рекомендована редакция А.Гольденвейзера).
Работа с Кристиной Зоткиной, 3 курс ( класс заслуженного работника культуры РМ Ведяшкиной Ольги Анатольевны) велась над Венгерской рапсодией ля минор №11 Ф.Листа. Так вышло, что с самого начала разговор зашёл о динамических красках в музыке Листа, о роли контрастов и динамической шкале. В связи с этим встал вопрос о качестве прикосновения к клавиатуре, необходимости «погружаться в клавишу до самого дна». Форте, таким образом, это не удар, а глубина звучания и, как результат, широкое распространение звука в пространстве. Тембр звучания в «узорчатых» эпизодах с мелизмами привёл к вопросу о цимбалах, звучание которых нередко имитируется Листом в Венгерских рапсодиях.
Как и в работе с другими студентками, добивались более крупного мышления, избавляясь во фразировке от акцентирования каждой сильной доли. Были предложены варианты проработки сложных в техническом отношении мест.
Все уроки проходили в атмосфере всеобщей заинтересованности: и сам педагог, и студенты, и присутствующие слушатели – все находились в хорошем рабочем тонусе. В манере занятий Зульфата Талгатовича есть подкупающая простота, отсутствует назидательность, авторитарность.
Каждый из студентов, несомненно, получил очень полезные методические советы, обогатился приёмами, которые будет использовать в своих самостоятельных занятиях. Возможно, это не последняя творческая встреча с преподавателями из Казанской консерватории. Будем ждать новых встреч!
Асанова С.Б.