Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

КОНЦЕРТ-ЛЕКЦИЯ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СКРЯБИНА

05.12.2022

В русской музыке начала XX столетия Александр Николаевич Скрябин занимает особое место. Мало кто из художников оставил после себя столько неразрешимых загадок, мало кому удалось за сравнительно недолгую жизнь совершить такой прорыв к новым горизонтам музыки.

Отличительной чертой творческой биографии Скрябина была необычайная интенсивность духовного развития.

Во многом благодаря Шопену наиболее близким Скрябину стал жанр фортепианной миниатюры, где он проявил себя как художник интимно-лирического плана. Его первыми сочинениями были Ноктюрны, Вальсы, Мазурки, Прелюдии, Этюды - жанры, в которых писал Шопен.

В концерте-лекции, посвященном 150-летию со Дня Рождения А.Н.Скрябина, который прошел 1ого декабря 2022г в музыкальном училище, студентами дирижерско-хорового и народного оделений были исполнены ранние сочинения композитора: прелюдии ор.11(№№4,6,8),ор.16№4, мазурки ор.25№3, ор.3№2 и ор.3.№3, и одно из самых ранних произведений Канон Wо01.

Главной целью организатора данного проекта было приобщение студентов, для которых фортепиано не является специальным инструментом в изучении музыкально-теоретических дисциплин, к классической фортепианной музыке композиторов разных стилей и направлений.

Из разнообразных жанров фортепианной музыки наиболее значительное место в творчестве А.Н.Скрябина занимает соната, этюд и прелюдия. Что касается именно прелюдий, то к периоду первой гастрольной поездки Скрябина в Европу (начало января 1896 года) относится замысел большого цикла таких пьес.

Прелюдию ор.11№4 (e-moll) испонила студентка 4ого курса ДХО Кемаева Ирина. В основу этой прелюдии положен отрывок из неоконченной баллады си-бемоль минор (1888). Этому отрывку предпослан следующий текст: «Прекрасная страна! И жизнь здесь другая!» Пьеса прозвучала в мягко-элегичном настроении.

В исполнении Ирины Моховой (4 курс,ДХО) мы услышали прелюдию ор.11 №6(h-moll). Эта пьеса порывистая, чередование напряжения (диссонансов) и ослабления (консонансов) придает музыке очень взволнованный характер, полифонический прием канонического вступления октавных тем поочередно в партиях левой и правой рук делает прелюдию технически достаточно сложной для исполнения.

Прелюдия ор.11№8(fis-moll) прозвучала в исполнении Осиповой Ирины Сергеевны. Характерные особенности стиля Скрябина проявились в этой пьесе не только в области гармонии и ритмической организации музыкальной фактуры, но и в ее мелодике, с мотивами, охватывающими широкое музыкальное пространство, и обостренная хроматизмами.

Прелюдия es-moll ор.16№4.- одна из самых известных и любимых прелюдий А.Н. Скрябина. В исполнении студентки 2ого курса ДХО Холодова Анастасия пьеса прозвучала сосредоточенно –трагически.

Одна из самых красивых, хрупких и "щемящих" мазурок Скрябина ор. 25 №3 (e-moll) была исполнена студенткой 3его курса ДХО Осиповой Дарьей.

Композитор трактует мазурку как лирическую миниатюру. Сочинения ор.3 созданы Скрябиным в годы учения (1888–1890). В цикле много привлекательных, большей частью меланхолически окрашенных лирических пьес, которые принадлежат к лучшим образцам данного жанра в отечественной фортепианной литературе.

Мазурки ор.3№2(fis-moll) и ор.3 №3(g-moll) были исполнены Чудаевой Анной (студенткой 2ого курса ДХО) и Гудулиной Анной(студенткой 1ого курса отделения народных инструментов).

Основные образы музыки Скрябина- это порыв, полет, стремление к мечте, идеалу. Но в раннем фортепианном творчестве преобладают более спокойные настроения – лирические образы.

Канон Wo01(d-moll), произведение, написанное А.Н. Скрябиным в одиннадцатилетнем возрасте, как раз и представляет собой образ светлых, манящих своей неизведанностью далей, прекрасных и беконечных. С такими настроениями эта пьеса была исполнена студенткой 4ого курса отделения народных инструментов Дадаевой Елизаветой.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что студенты (класс преподавателя фортепиано Осиповой И.С.), принимавшие участие в концерте памяти А.Н.Скрябина и игравшие его произведения на рояле, не являются профессионально изучающими специальность «фортепиано». Нужно отметить, что все исполнители смогли прочувствовать и «пропустить» музыку через себя, попытались одухотворенно воссоздать образную сферу скрябинской музыки на нашем концерте.


Осипова И.С.

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*