Мастер класс лауреата международных и всероссийских конкурсов доцента кафедры народных инструментов Нижегородской Государственной консерватории им М.И Глинки Немановой Марии Игоревны
«Желаю влюбиться в свое дело»
мастер класс лауреата международных и всероссийских конкурсов
доцента кафедры народных инструментов Нижегородской Государственной консерватории им М.И Глинки Немановой Марии Игоревны (домра).
Для студентов народного отделения в рамках дня Нижегородской консерватории в училище 1 ноября в большом концертном зале состоялся мастер класс лауреата международных и всероссийских конкурсов доцента кафедры народных инструментов Нижегородской Государственной консерватории им М.И Глинки Немановой Марии Игоревны. Участниками мастер-класса стали студенты класса домры.
Ансамбль «Унисон домр» (руководитель заслуженный работник культуры РМ Е.Г. Храмова, концертмейстер заслуженный работник культуры РМ М.Н. Кирюшкина) исполнил две пьесы из своего репертуара: Антракт из балета «Раймонда» А. Глазунова в переложении Е. Храмовой и «Народный праздник» из балета Н. Кошелевой «Алена Арзамасская».
После выступления ансамбля Неманова М. И. отметила красоту и качество переложения музыки из балета А. Глазунова для ансамбля домр, сделанного руководителем коллектива. Затем началась работа с участниками ансамбля по разным направлениям: над техническими сложностями, точностью исполнения штрихов, интонационными нюансами. Основное внимание уделялось технологии звукоизвлечения: постановке рук, манере игры, исполнительским приемам, выразительности звука. Мария Игоревна поделилась секретами «нижегородского звука» - ясного, чистого, без призвуков. Обратила внимание на то, что каждая извлекаемая на инструменте нота несет информацию, в ней должны быть жизнь и дыхание. Звук должен быть полетным и трепетным, особенно в кантиленных мелодиях, передающих лирическое настроение. Но в то же время не нужно забывать о чувстве времени в музыкальном развитии мелодии, применяя агогические нюансы, выстраивая фразировку и подготавливая кульминацию.
В произведении «Народный праздник» из балета Н. Кошелевой «Алена Арзамасская» работа велась над созданием совсем другого образа – бодрого, праздничного, танцевального. Неманова М.И. учила играть свободнее, динамически контрастнее, соблюдать стилистику, четко и слаженно исполнять ритмические фигуры, штрихи и темповые обозначения. Преподаватель рекомендовала учитывать также то, что выразительность исполнения зависит и от гармонического понимания, знания и слышания музыкантами партии оркестра (концертмейстера). Все советы и замечания ребята слушали внимательно, стараясь, в свою очередь, максимально грамотно исполнить произведения с учетом рекомендаций музыканта.
Важный момент исполнительского мастерства – подготовка медиатора к игре. Как правильно наточить медиатор, чтобы не было «брака» в звуке, Мария Игоревна показала, собрав всех в отдельный круг. Здесь же шел разговор о важности работы над исполнительским аппаратом, музыкант показывала, как следует сидеть с инструментом, держать его.
В индивидуальной работе со студенткой 4 курса Благовой Светланой преподаватель еще раз отметила важность точного исполнения штрихов, понимания динамических, ритмических и стилевых особенностей произведений, помогала преодолевать исполнительские трудности.
В процессе работы Мария Игоревна щедро делилась своим опытом музыканта, педагога, исполнителя. Ее чуткость, тактичность, доброжелательность в общении, личное обаяние создавали непринужденную творческую атмосферу на встрече.
Участники мастер-класса с благодарностью отзываются о работе с нижегородским преподавателем.
Храмова Е.Г.: «Хочется отметить большую продуктивность мастер-класса. Мария Игоревна, работая над звуком, сумела добиться от ансамбля действительно кантиленного, мягкого звучания с динамическими нюансами. Ее легкая манера общения настраивала на плодотворную работу».
Сенькина Г.Н. «Получили большое удовольствие от общения с таким профессионалом. Мастер-класс был интересным и полезным. Понравилось, как Мария Игоревна работала над звуком, над созданием музыкального образа. Ее методические рекомендации были аргументированными и убедительными. Они пригодятся студентам не только в исполнительстве, но и в дальнейшей педагогической работе, если ребята будут в дальнейшем работать преподавателями».
Благова Светлана: «Мария Игоревна произвела на меня впечатление легкого, доброго человека, любящего своих студентов. Я получила полезные советы. Было немного сложно следовать требованиям педагога, не все получалось. Для себя поняла, что нужно уделять еще больше времени занятиям, подтянуть техническую сторону исполнения».
Козлова Милада: «Мария Игоревна – высококлассный специалист своего дела. Она дала много важной информации: такие базовые вещи, как посадка, высота посадки, как правильно держать медиатор, инструмент. Для меня очень полезным оказалось напутствие больше заниматься. Ее слова: «Сколько просидишь – так и сыграешь”, буду повторять себе почаще».
На всем протяжении мероприятия из уст мастера в адрес студентов звучали не просто методические рекомендации, но добрые советы с примерами из жизни и музыкальной практики, интересные пояснения. Мария Игоревна пожелала начинающим музыкантам развиваться самим: больше читать, слушать музыку разных авторов, чтобы появилось свое внутренне понимание, ощущение и отношение к исполняемому произведению. Хочется отметить ее способность зарядить своей положительной энергией всех присутствующих и еще раз повторить ее напутствие: «желаю влюбиться в свое дело»; «добавить в исполнение волшебства».
От лица участников мастер-класса
с благодарностью и надеждой на дальнейшее сотрудничество
Е.А. Антонова