Мастер-класс профессора кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Вадима Вячеславовича Дурандина
Мастер-класс
профессора кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки
Вадима Вячеславовича Дурандина
В последние годы сотрудничество Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова с Нижегородской государственной консерваторией имени М. И. Глинки стало особенно интенсивным: представители профессорско-преподавательского состава разных кафедр дают мастер-классы в нашем училище, выступают с концертными программами. Польза от таких творческих встреч обоюдная: студенты и преподаватели училища обогащаются новыми впечатлениями и информацией о современных тенденциях в профессии, а преподаватели вуза знакомятся с молодыми музыкантами, которые, возможно, в недалеком будущем пополнят ряды студентов консерватории.
1 ноября в рамках очередного «творческого десанта» нижегородцев в Саранск мастер-класс на дирижерско-хоровом отделении провел профессор кафедры хорового дирижирования Дурандин Вадим Вячеславович.
Вадим Вячеславович Дурандин окончил Нижегородскую консерваторию и еще в студенческие годы стал лауреатом Межреспубликанского конкурса дирижеров в Ленинграде. В разные годы он работал хормейстером в хоровых коллективах, в том числе в мужской хоровой капелле «Благовест», являющейся лауреатом всероссийского, всеамериканского и международных конкурсов и фестивалей. Более тридцати лет В. В. Дурандин руководит студенческим симфоническим оркестром Нижегородского музыкального колледжа им. М. А. Балакирева. Музыканту - практику, имеющему солидный опыт работы с хором и симфоническим оркестром, было, чем поделиться с коллегами из Мордовии.
Под руководством Вадима Вячеславовича пятеро студентов (большей частью старшекурсники) работали над хоровыми произведениями a cappella.
Студентка 4 курса Ирина Кемаева (класс преподавателя О. А. Генералова, концертмейстер С. С. Птичкина) представила хор Ф. Пуленка на ст. П. Элюара в переводе В. Татаринова «Прекрасная и похожая». С четверокурсницей Ириной Моховой (класс А. И. Зениковой, концертмейстер Ю. А. Забавина) работали над произведением В. Волошинова на ст. И. Уткина «Петлицы». Третьекурсница Кристина Кочеткова (класс О. А. Генералова, концертмейстер С. С. Птичкина) показала хор «Черная сова» Ж. Металлиди на ст. Деви Аша (русский текст И. Токмаковой) из одноименного триптиха по мотивам индийской детской поэзии. Студентка выпускного курса Анастасия Горбунова (класс О. В. Якунчевой, концертмейстер М. Н. Кирюшкина) выбрала для работы сочинение А. Ушкарева на ст. С. Есенина «Думы мои, думы». Единственный младшекурсник (2 курс) и единственный юноша, участвовавший в мастер-классе, Павел Трифонов (класс О. В. Якунчевой, концертмейстер М. Н. Кирюшкина) не только успел поработать над произведением Т. Попатенко на сл. Ю. Островского «На перевале» из кантаты «Горный ветер», но и показал свои навыки в игре хоровых партитур. В. В. Дурандин отметил правильность требования исполнять хоровые партитуры без педали, которого придерживаются в нашем училище.
Мастер-класс прошел в спокойной, деловой атмосфере. Работая над произведениями разных стилей, Вадим Вячеславович Дурандин своими вопросами, советами, замечаниями дал понять студентам, как широк круг задач, стоящих перед дирижером. Это вопросы образно-поэтического содержания, соответствия перевода текста оригинальному авторскому замыслу, необходимость точного прочтения нотного текста – ритма, динамики, темпа, фразировки, формы – и осознание связи выразительных средств со стилем произведения. Были затронуты также важные вопросы дирижерской техники, методики. Нужно ли студенту петь во время дирижирования? Как добиться независимости рук? Как удерживать внимание хора? Педагог подчеркнул важность естественной музыкальной интонации, которая неразрывно связана с языком, отметил специфические для каждого композитора черты, о которых следует знать и помнить дирижеру.
В завершение мастер-класса профессор В. В. Дурандин перечислил критерии, по которым оценивают абитуриента-дирижера, поступающего в Нижегородскую консерваторию: сначала – наличие хорошего музыкального слуха и голоса, знание теории (сольфеджио, гармонии), умение проанализировать произведение, общий кругозор, потом – дирижерская техника. Очень важна эмоциональная составляющая: «Способность сопереживать исполняемому произведению – это громадный плюс». Дирижерская техника абитуриента важна, но если техника совершенна, а эмоций нет, то это – минус.
Профессор пожелал успехов педагогам и студентам, положительно оценив работу отделения.
Говоря о прошедшем мастер-классе, преподаватель Ольга Васильевна Якунчева поблагодарила пианистку С. С. Птичкину, которая за две репетиции вошла в репертуар и отработала со студентами О. А. Генералова, заменив отсутствующего концертмейстера.
Своими впечатлениями о мастер-классе поделились и студенты дирижерско-хорового отделения.
Фатыма Юсупова, 2 курс: «Меня удовлетворил мастер-класс, на котором я сегодня присутствовала. Мне было полезно услышать Вадима Вячеславовича, который поделился своим опытом. Очень полезен был пример, который он привел: большое внимание нужно уделять постановке рук, при начальной стадии очень трудно преодолевать "двуручие". Профессор М. А. Саморукова заставляла своих студентов правой рукой дирижировать, а левой в это время выкладывать различные узоры из рассыпанных кнопок. Выражаю огромную благодарность профессионалу своего дела!»
Алина Захарова, студентка 2 курса: ««Я очень рада, что смогла присутствовать на мастер-классе по специальности. Думаю, это замечательная возможность, чтобы посмотреть на технику дирижирования студентов старших курсов, понаблюдать за работой профессора, проанализировать свои ошибки, открыть что-то новое для себя. Мне очень понравился мастер-класс, время на нем пролетело незаметно. Хочется поблагодарить Вадима Вячеславовича за профессионализм, тактичность и хорошее настроение! Я старалась запоминать и записывать важные детали в ходе работы, цитаты, замечания профессора. После мастер-класса появился еще больший интерес к выбранной профессии, ощущение вдохновения и мотивации для преодоления трудностей в дальнейшем обучении!»
М. В. Голубчикова