Мастер-классы для пианистов
Мастер-классы для пианистов
1 ноября – день Нижегородской консерватории в Саранском музыкальном училище. А это значит, что студенты училища получают возможность побывать в надёжных профессиональных руках доцентов и профессоров ВУЗа, получить советы мастеров по технологическим и художественным вопросам, приподняться ещё на одну ступеньку в своём совершенствовании. Мастер-класс пианистам давал профессор кафедры специального фортепиано, кандидат искусствоведения Разгуляев Руслан Александрович. Каждый из присутствовавших почувствовал обаяние пианиста, его профессиональное чутьё и понимание психологии студента. В работе присутствовали деловой подход, конкретика. В каждом произведении, взятом в работу, опытный педагог выделял определённую проблему – и работал уже над ней.
Со студенткой 2 курса Натальей Сурдейкиной (класс заслуженного работника культуры РМ Чиняевой С.А.) Руслан Александрович работал над двумя этюдами К.Черни из ор. 740 ˗ №№ 21, 35. В этюдах работа была посвящена насущной проблеме смены позиций рук, памятуя о необходимости чистоты звучания (частый недостаток – оставление пальцев на предыдущей клавише при смене звуков). Также для этюдов актуальна проблема точности аппликатуры. Один из приёмов работы с этюдами – игра в штрихах нон легато и стаккато. Вальс си минор Шопена, над которым велась работа с этой же студенткой, потребовал погружения в технику педализации.
Анастасия Пруцкова (класс преподавателя заслуженного работника культуры РМ Ведяшкиной О.А.) принесла для работы Этюд-картину фа-диез минор Рахманинова. В работе над произведением добивались ровности и чёткости ритмической пульсации, этой важной составляющей музыки Рахманинова. Немаловажным было достижение баланса звука в руках, внимательное отношение к агогике, избегание излишних замедлений темпа, чистота педализации.
С Анастасией Родькиной (класс преподавателя Малышевой В.А.) профессор работал над Этюдом-картиной до минор Рахманинова. Прорабатывались отдельные фрагменты, на примере которых стремились передать стилевые черты, в частности, придать музыке больше ясности, строгости, избегать чувствительности. Как и с другими студентами, уделили внимание педали.
Кирилл Нурутдинов (класс заслуженного работника культуры РМ Чиняевой С.А.) в работе с Русланом Александровичем представил этюд ля минор ор.25 Шопена. Студенту были предложены удобные игровые движения правой кисти руки, которые помогут играть этюд в фактическом темпе. Также затронули координацию рук, т.к. при разучивании возникала проблема соединения пунктирной мелодии в левой руке с правильной долей в правой руке. В заключение профессор рассказал про интересные акценты в мелодии левой руки.
Со студентом Анатолием Мартыновым (класс преподавателя Антыгиной С.А.) разбирали Этюд-картину Рахманинова до-диез минор. Многослойная фактура произведения усложняет правильное восприятие и понимание ритмической составляющей – поэтому велась работа над отдельными линиями, пластами ткани. В тексте были выявлены неточности, работали над их устранением.
В проведённой профессором Р.А.Разгуляевым работе ценен рациональный подход, экономия времени и концентрация внимания на важнейших проблемах, в каждом конкретном случае, индивидуальных. Польза от такого подхода очевидна. Практику шефской помощи от ВУЗа среднему звену, несомненно, следует продолжать.
Студентка 3 курс фортепианного отделения Зоткина Кристина и преподаватель теоретического отделения Асанова С.Б.