Инклюзивные практики в подготовке студентов-вокалистов
Инклюзивные практики в подготовке студентов-вокалистов
2 июня 2022 г. в Малом зале Саранского музыкального училища состоялось заседание цикловой комиссии вокального отделения, на котором был представлен открытый урок преподавателя Черновой Елены Викторовны «Особенности вокально-педагогической работы со студентом-инвалидом по зрению в классе вокального ансамбля» (концертмейстер – О. И. Шешукова).
На открытом уроке были продемонстрированы основные этапы коррекционно-развивающей работы со студенткой 3 курса Пышковой Елизаветой (инвалид по зрению). Партнером по вокальному ансамблю выступила студентка 1 курса Карташова Ксения.
Перед началом урока Е. В. Чернова охарактеризовала основные методические подходы к организации вокальной работы с незрячими студентами, которые касаются коррекции двигательной свободы, организации дыхания, телесно-ориентированного показа. По мнению педагога, основополагающее значение имеют метод эмоционально-чувственного контакта с учеником и метод пластической гармонизации, которые должны проходить через все этапы обучения.
Отдельно была отмечена проблема певческой артикуляции у инвалидов по зрению, процесс овладения которой является одним из самых длительных и трудоемких. Формой коррекционной работы в этом случае становится индивидуальный контакт, заключающийся в прикосновениях и тактильном показе на руках, на лице, как студента, так и своем собственном. Для того чтобы избежать дискомфорта, скованности и неприязни такого контакта необходимо создание на уроке благоприятной и дружеской атмосферы, использование упражнений на раскрепощение.
Для снятия мышечных зажимов у студентки Елена Викторовна использует элементы логопедического самомассажа и артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики (О.И. Лазаренко), которые помогают, как расслабиться, так и укрепить мышечный тонус, улучшают координацию движений, развивают мышление, внимание и память. Данная методика очень эффективна, однако овладение всем комплексом подобных движений – долгий и сложный процесс, который не является самоцелью в классе вокального ансамбля.
Эффективную тренировку голосового аппарата с решением и речевых, и певческих задач дает фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова. Использование элементов фонопедического метода в сочетании с биоэнергопластикой дает, по мнению Е. В. Черновой, положительный результат в работе с вокалистами – инвалидами по зрению.
Процесс знакомства и разучивания произведения незрячим студентом также имеет свою особенность. В училище нет специального программного обеспечения по обучению нотной грамоте точечно-рельефным шрифтом по системе Брайля. Незрячий студент вынужден изучать музыкальный материал без нот, на слух. Педагог помогает студенту активно погружаться в музыку, знакомит его с формой произведения, элементами музыкального языка. Восприятие происходит через активизацию слуховой, эмоциональной, моторно-двигательной систем. Этот период приносит огромную пользу для развития слухового восприятия, музыкального мышления, развития музыкальной памяти. Таким образом, вынужденная игра на инструменте без нот, а затем и пение – оборачиваются пользой для ученика.
Вся система педагогического воздействия на личность незрячего ребенка – от обучения нормам общежития и ориентировки в пространстве до освоения сложных умений и навыков – направлена на максимальное приобщение его к окружающей жизни, утверждение социального статуса, на преодоление переживаний в связи с осознанием им своего положения в среде здоровых людей.
Применение специальных приемов и методов обучения в классе сольного пения и вокального ансамбля позволяет студенту с глубоким нарушением зрения овладеть в достаточной степени навыками музыкальной грамоты и умениями владеть голосом, что приводит к успешности всего процесса обучения. Свидетельством тому стало уверенное исполнение Елизаветой Пышковой вокальных дуэтов в практической части открытого урока.
Присутствующие на уроке преподаватели вокального отделения училища отметили высокий профессионализм педагога в организации взаимодействия с обучающимся – инвалидом по зрению, направленного на решение специфических вокально-исполнительских задач, а также благоприятный психологический контекст, позволяющий раскрывать и развивать творческий потенциал студента.
Миронова Марина Петровна,
заместитель директора по учебной работе
Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова