Браво, Александр!
Браво, Александр!
Так завершалось исполнение каждого номера в заключительном концерте IV Открытого фестиваля фортепианной музыки «ART-KLAVIER». Играл пианист Александр Ключко – уроженец Саранска, лауреат международных конкурсов, обладатель многих специальных призов, выпускник Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена и Высшей школы музыки имени Альфреда Корто в Париже, а ныне студент Московской консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста России, профессора Павла Нерсесьяна).
Имя этого талантливого молодого музыканта сегодня хорошо известно в музыкальном мире в России и за рубежом. Александра Ключко называют одним из самых ярких пианистов своего поколения. Его выступления проходили в лучших залах России, Франции, Швейцарии, Испании, Дании.
Интересно, что Александр не мечтал о музыкальной профессии, но вступив на эту стезю по предложению мамы в шестилетнем возрасте, пошел по ней уверенно и успешно. Обучаться музыке он начал в родном Саранске, причем сразу на двух инструментах – аккордеоне в классе Ольги Костериной (окончил полный курс) и фортепиано в классе Олеси Березиной. В это же время он осваивал искусство танца и искусство вокала. В 9 лет музыкант одержал свои первые победы на межрегиональном конкурсе «Юный виртуоз», в 11 лет стал лауреатом всероссийского конкурса «Серебряная лира» в г. Пензе, но, по признанию самого Александра в одном из интервью, впервые в полной мере ощутил воодушевляющую силу конкуренции, поехав на конкурс в Нижний Новгород.
В 2012 году семья переехала в Москву. Здесь Александр окончил музыкальную школу при Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена (2015), а затем с отличием и сам колледж в классе Сергея Арцибашева (2019).
Годы учебы в колледже стали периодом интенсивного развития и стремительного профессионального роста музыканта, о чем свидетельствуют и внушительный список конкурсов, в которых с успехом участвовал Александр, и репертуар, освоенный им за эти годы. Переломным моментом, после которого карьера Александра Ключко начала набирать обороты, называют блестящую победу на юношеском конкурсе Astana Piano Passion (2017). В 21 год он является лауреатом 16-ти международных конкурсов: имени Константина Игумнова в Липецке, Алексея Наседкина в Ярославле (вторые премии), «Путь к мастерству» в Москве (II премия и специальный приз за лучшее исполнение произведений Моцарта), памяти Веры Лотар-Шевченко в Екатеринбурге (I премия), в Центральной музыкальной школе (I премия), Virtuoso (дважды, во второй раз удостоен специального приза от фонда Yamaha Music за исполнение фантазии «Исламей» М. 4Балакирева), Владимира Крайнева (звание лауреата и стипендия Высшей школы музыки имени Альфреда Корто в Париже), «Дельфийские игры» в Екатеринбурге (Золотая медаль среди участников из России и Серебряная медаль среди участников из стран СНГ), имени Наримана Сабитова в Уфе (I премия), Astana Piano Passion (Казахстан, I премия и Гран-при), в Иль-де-Франс (Мезон-Лаффитт, Франция, I премия), Паломы О’Ши в Сантандере (Испания, III премия), имени Марии Канальс в Барселоне (Испания, II премия), Манхэттенского музыкального конкурса в Нью-Йорке (США, Золотая медаль), в Суджоу (Китай, III премия), в Хастингсе (Великобритания, IV премия и специальный приз от Royal Philarmonic Orchestra).
В 2017 году Александр участвовал в летней международной фортепианной школе «Internationale Engadiner Sommer-Klavierakademie» (Самедан, Швейцария), где состоялось его знакомство и первые занятия под руководством одного из самых известных педагогов Франции профессора Рены Шерешевской. А в 2018-2021 гг. Александр становится ее официальным учеником в Высшей школе музыки имени Альфреда Корто.
Сегодня студент 1 курса Московской консерватории Александр Ключко фактически живет в плотном графике концертирующего пианиста, активно сотрудничая с Московской филармонией.
Перемещаясь между городами и странами, Александр не прерывает связей с малой родиной. С 2013 года он регулярно приезжает в Саранск с концертами, и каждое его выступление становится заметным событием в культурной жизни республики. Фестиваль фортепианной музыки «ART-KLAVIER» дал дополнительную возможность наблюдать за творческим ростом Александра – он участвовал в первом (2014 г.), будучи школьником, во втором (2016 г.) как студент колледжа, в третьем (2021 г.) как студент Высшей школы музыки.
Выступлений Александра Ключко в Саранске ждут с нетерпением и большим интересом. Каждая встреча с молодым пианистом радует поклонников новыми, неизменно сложными и виртуозными программами и демонстрирует завоевание им новых высот в профессии. Включение сольного концерта Александра Ключко в программу IV Фестиваля «Art-Klavier» было встречено ценителями фортепианной музыки с энтузиазмом.
На творческой встрече, состоявшейся перед концертом в Саранском музыкальном училище, студенты и гости задали Александру много самых разнообразных вопросов – о различиях в системе занятий в России и во Франции, о том, как он разыгрывается перед концертом, существуют ли для него какие-то технические трудности, о работе, о педагогике, о кумирах… Александр сразу расположил к себе публику простотой и искренностью общения, во время которого проявились такие привлекательные черты личности как скромность, серьезность взглядов и зрелость суждений. Оказалось, что Александр успевает учиться и работать, заниматься в тренажерном зале, любит ходить в кино…Музыкант поделился с участниками встречи известием о том, что прошел отборочный тур Международного конкурса имени С. В. Рахманинова, который начнется в середине июня. А в завершении встречи по просьбе присутствующих исполнил миниатюрную транскрипцию песни «Шарманщик» Ф. Шуберта - Ф. Листа.
Программа, которую привез в Саранск Александр Ключко, включала музыку трех великих русских композиторов С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева.
Сочинения Рахманинова были представлены наибольшим количеством номеров. В начале концерта прозвучали три прелюдии и три этюда-картины, которые по виртуозности сравнивают с трансцендентными этюдами Листа. Благородный звук, расцвечивание пластов полнозвучной рахманиновской фактуры разными тембровыми красками придали ей глубину и рельефность, а богатство нюансировки – от тишайшего, но озвученного пианиссимо до мощнейшего, но не крикливого фортиссимо позволили создать запоминающиеся музыкальные образы: мерцание и трепетную элегичность в этюде-картине C-dur, тревожность и предгрозовые «сполохи» в этюде cis-moll, смятенную порывистость и подспудную скорбность в этюде fis-moll.
В Вариациях на тему Корелли слушатели смогли оценить умение Александра Ключко выстроить логичную драматургию крупной музыкальной формы, связав незримыми нитями в единое смысловое целое множество контрастных миниатюр: простая аккордовая тема постепенно наполнялась новыми образными оттенками, превращалась то в драматический диалог, то в самоуглубленное размышление, окрашивалась в зловеще - фантастические тона, застывала в отрешенной прострации или растворялась в потоке пассажей…И все эти перевоплощения старинной темы под пальцами Александра Ключко становились закономерными звеньями единой цепи на пути к неизбежной развязке – смирению и ностальгически-печальной покорности.
Совершенно иной стиль пианизма зрители услышали в сочинениях А. Скрябина – Вальсе As-dur и, особенно, в Сонате № 4 Fis-dur.Тонко исполненные многозначные мотивы – символы с «задумчивыми» ферматами, ритмическими «замираниями» и мелодическими «повисаниями» в медленной 1 части, разорванность фактуры и мелодических линий, острые синкопы в быстрой 2 части и «лучезарный мажор, остинатный клокочущий аккордовый фон» (Т. Н. Левая), на котором звучит преображенная «тема звезды» в коде сонаты, воспроизвели специфически скрябинскую концепцию: от хрупких образов томления через возбужденный порыв - полет к ярчайшей экстатической кульминации.
Блестяще была сыграна знаменитая Седьмая соната С. Прокофьева (B-dur). Сильнейшее впечатление произвел ее утверждающий финал: можно было почти физически ощутить несокрушимую энергию и богатырскую мощь упрямой стихийной силы, встающей на пути механистично-бездушного образа, торжествующего в 1 части сонаты.
Крики «Браво!» и непрекращающиеся овации зала были вознаграждены сыгранными «на бис» «Благородными вальсами» Ф. Шуберта.
Публика не спешила расходиться, впечатленная прекрасным концертом. Большим музыкантом назвала Александра Ключко вышедшая на сцену для поздравления Инна Сергеевна Кобозева – заслуженный деятель искусств РМ, доктор педагогических наук, профессор МГПУ им. М. Е. Евсевьева. Она выразила радость от того, что мордовская земля рождает такие таланты, и пожелала удачи Александру на предстоящем конкурсе.
Ведущая музыкального вечера и организатор фестиваля заслуженный работник культуры РМ Светлана Анатольевна Чиняева, завершая фестиваль, обратила внимание присутствующих на то, что в этом году он прошел под знаком Московской консерватории: все гости фестиваля в прошлом или настоящем – воспитанники этого вуза.
IV Открытый фестиваль фортепианной музыки «ART-KLAVIER» завершился и ушел в историю, оставив яркие воспоминания о встречах с прекрасной музыкой и удивительными музыкантами. Каким будет следующий фестиваль, покажет время. Важно, чтобы он был.
М. В. Голубчикова