Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Всероссийский конкурс-марафон Герои истории 2021-2022

24.05.2022

Явился Пётр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели,

Достиг – с всё переменилось!..

Сильною рукою дано новое движение России,

Мы уже не возвратимся к старине!..

                                                                         Н.М.Карамзин

Трудно переоценить роль Петра Алексеевича Романова в формировании нового российского государства — государства, которое   продолжает существовать до сих пор.    9 июня 2022 года по всей стране (в соответствии с Указом Президента России от 25 октября 2018 года) будет отмечаться 350-летие со дня рождения Петра I – царя, преобразившего Россию, внесшего вклад как в историю страны в целом, так и в развитие отдельных её городов и поселений.

Под руководством и при непосредственном участии первого русского императора была создана регулярная армия, возник военно-морской флот, Россия получила выход к Балтийскому морю, невиданными доселе темпами стали развиваться промышленность, внутренняя и внешняя торговля, были одержаны крупные военные и дипломатические победы. Петровские преобразования затронули также область изящных искусств.

Большое количество юбилейных мероприятий, конкурсов, посвященных знаменательной дате   в России и за рубежом, проходят с 2019 по 2022 год.

Студентка 1 курса фортепианного отделения Гамидова Нурлана с 7 апреля 2022 г. по 19 мая 2022 г. принимала участие во всероссийском конкурсе-марафоне презентаций и методических разработок для учителей и преподавателей, для учащихся 1-11 классов и студентов «Герои истории 2021 / 2022». Конкурс проводился с 10 сентября 2021  г. по 19 мая 2022 г. и был разделён по времени на четыре потока. Нурлана участвовала в четвертом потоке, ее конкурсная работа –   «Петр I и музыка».

О реформах, затронувших практически все сферы жизни нашей страны, и военных походах Петра Первого известно немало. Но Гамидова Нурлана в своей презентации «Петр I и музыка» рассмотрела личность императора с не самой известной стороны.

Среди прочего, первую очередь, подчеркнем интерес Петра I к православному пению. Нотной грамоте    он был обучен и мог петь как по нотам, так и наизусть, поскольку был хорошо знаком с обиходным репертуаром – «часы и обедню царь знает как Отче Наш». Петр сам часто пел в хоре, исполняя партию баса. В хронике придворной жизни «походном журнале» 1720 года, который редактировал царь, мы читаем: «В 16-й день. Его величество играли в бирюльки и пели с певчими партесное». Иногда он даже пробовал выполнять функции регента, и, становясь в ряды певчих, «сам принимал на себя управление их хором».

Особенно ярко, с точки зрения музыкальных способностей,   Петр I проявил себя как военный музыкант-барабанщик. Барабан имелся среди его ещё детских игрушек. Осваивая тонкости военного искусства со своими «потешными», будущий царь   весьма основательно изучил «барабанью науку» и начал свою службу в потешных войсках с низшей должности — солдата-барабанщика 1-й роты Преображенского полка. Со временем царь сделался действительным виртуозом и, может быть, даже гордился своими успехами, потому что часто пользовался случаями продемонстрировать удивленным и даже восхищенным свидетелям собственные достижения в этом военно-барабанном искусстве.

В отличие от своего отца Алексея Михайловича, который   проявлял интерес к народному пению, Петр I предпочитал преимущественно военную музыку. Интересна история военных маршей. Возникновению в России многочисленных военных оркестров содействовала война со шведами 1708-1709 годов.   После Полтавского сражения в Россию привезли пленных шведов, среди которых было немало музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Многие из них впоследствии решили остаться в России. И, создавая регулярную армию по европейскому образцу, император издал в 1711 году Указ об организации полковых оркестров из труб, литавров и гобоев. Так в Российской армии впервые появилась военно-оркестровая служба. Император проявлял большую заинтересованность к духовым музыкальным инструментам. Особой любовью пользовалось у Петра I звучание духовых капелл из рогов и труб,   ему «очень нравился помпезный звук тромбонов и… цинков»; он любил и всегда с удовольствием слушал «самую простую польскую музыку, состоящую в волынке». Позднее с не меньшим вниманием относился он к сопровождавшей застолья музыке учрежденных «по немецкому образцу» военных оркестров, включающих гобои, валторны и фаготы, «к которым иногда присоединялись несколько барабанщиков и флейщиков».  

Именно в петровское время российская жизнь засияла новыми праздниками и увеселениями, с 1718 года император ввел в практику светского общения — ассамблеи. Во время заграничных путешествий Петр интересовался танцевальным искусством, отыскивал учителей, поощрял интерес приближенных к светским увеселениям и пляскам. Он с охотой «танцовал» на балах, бывал на уличных увеселениях, которые часто сам же и инициировал, посещал приёмы в знатных и вовсе незнатных домах. И, в целом, проявлял самый живой интерес к любым общественным увеселениям. Введение балов-ассамблей стало одним из культурных «преобразований», попыткой адаптировать западноевропейские традиции и социальные нормы на русскую национальную почву. На них съезжалось все высшее петербургское общество. В ноябре 1718 года женщины впервые обрели право участвовать в ассамблеях. На подобных собраниях играли оркестры, или, как их тогда называли, «капеллы», состоявшие из труб, гобоев, литавр, фаготов и валторн и скрипок.   Оркестры аккомпанировали танцам на ассамблеях, сопровождали придворных на маскарадах, в прогулках на воде, играли по разным торжественным случаям.

Это дало толчок к развитию светской музыки. С Запада в Россию привозят музыкальные инструменты. Развивается интерес к игре на клавикордах, скрипке, флейте, гобое и других инструментах. Обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте стало входить в обычаи дворянского воспитания. В Россию стали приезжать иностранные музыканты, а также получили возможность проявить себя и отечественные мастера, например, композитор Василий Поликарпович Титов. В.П. Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено прославить Полтавскую победу 1709 г. Композитор выполнил задание, создав ликующий праздничный двенадцатиголосный концерт "Рцы нам ныне", за которым позже закрепилось название "Полтавскому торжеству". В концерте говорилось о победе русских войск и пленении шведской армии. Затем в Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, созданный два столетия назад. В Петербурге он был преобразован в Придворную капеллу. Солисты хора повсюду сопровождали царя и прославляли его деятельность. Самым распространенным музыкальным жанром петровского времени стал кант – трехголосная песня без музыкального сопровождения. Канты были разнообразны по содержанию, но в петровское время бурно развиваются канты ― виваты, или панегирические канты. В этих песнях говорилось о победе под Полтавой, Нарвой или Ригой, об измене подлого гетмана Мазепы, о бегстве шведского короля в Турцию, о смелом военачальнике Меншикове и т.д. В кантах религиозная символика очень часто переплеталась с античной мифологией (Петр часто сравнивался с Марсом). Канты изобиловали стандартными "официозами": "Орле российский, торжествуй вместе с нами!", "Виват, Россия, именем преславна!".

В петровскую эпоху в культурный обиход широко вошла инструментальная западноевропейская музыка. Время изобиловало маскарадами, балами, фейерверками, а им нужна была музыка.   В домах московских вельмож стали устраиваться концерты, в которых выступали иностранные музыканты. Посещение этих концертов, на которых исполнялись произведения выдающихся итальянских и немецких мастеров (Корелли, Тартини, Телемана), согласно особому царскому указу, было обязательным для столичного дворянства.

Известно также, что силами иностранных капелл (например, при послах) в Москве, а позже в Санкт-Петербурге исполнялись различные серенады и ноктюрны на открытом воздухе. Таким образом виды и стиль популярной на Западе бытовой музыки прививались в русских столицах.

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Просвещению народа должен был способствовать театр. Театр превращается в общедоступное зрелище с воспитательными целями. В 1702 году по приказу Петра I на Красной площади построили «Комедийную (комедиальную) храмину» — первый публичный театр. Музыка   получила здесь новое значение. Она приобрела торжественно панегирический характер в аллегорических спектаклях, прославивших военные победы Петра.
Театральной музыке открыто придавался чисто светский смысл. В пьесах петровского времени мы встречаем «офицерский танец», сатирические песни жрецов, пародирующие русское духовенство, любовно-лирические «арии», фривольные песенки шутов и тому подобные музыкальные номера.

Таким образом, петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки – военной, застольной, танцевальной. На улицах новой столицы – Петербурга – играют военные оркестры; новые, модные танцы на петровских ассамблей – менуэт, полонез, англез – прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Музыка звучит и на торжественных празднествах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов. В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.

Организаторы всероссийского конкурса презентаций «Герои истории 2021 / 2022»   оценили творчество Гамидовой Нурланы Дипломом I степени, отметив    содержательность работы, а также аккуратно и со вкусом оформленные слайды её презентации.

Вавилова Л.Н.


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*