Сольный концерт Романа Прасалова
Сольный концерт Романа Прасалова
Третий день IV Открытого фестиваля «ART-KLAVIER» подарил любителям фортепианной музыки еще одну встречу с пианистом Романом Прасаловым. Нынешний студент первого курса Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу заслуженного артиста России, профессора А. А. Писарева родом из Саранска. Здесь он давно имеет поклонников в лице педагогов и выпускников ДМШ № 6, которую окончил в классе Г. А. Андреевны Учайкиной. С интересом наблюдают за творческим ростом Романа и в Саранском музыкальном училище имени Л. П. Кирюкова, где ему не однажды приходилось выступать еще со школьных времен. В 2018 году Роман давал здесь сольный концерт уже в статусе студента Академического музыкального училища при Московской консерватории им. П. И. Чайковского класса заслуженного учителя России О. Е. Мечетиной с программой, впечатлившей слушателей своей масштабностью, диапазоном стилей и технической сложностью.
В начале 2022 года саранская публика могла услышать игру Романа Прасалова в камерном ансамбле. По приглашению дирижера Музыкального театра им. И. М. Яушева Максима Акулова Роман принял участие в проекте «Театральная атмосфера», исполнив партию фортепиано в Фортепианном квинтете С. Танеева.
К своим двадцати годам Роман Прасалов является обладателем множества наград за успешные выступления в конкурсах и фестивалях. В текущем (2021-2022) учебном году он стал лауреатом 1 премии Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», лауреатом 1 премии IV международного видеоконкурса «Искусство XXI века», лауреатом 1 премии международного конкурса - фестиваля молодых пианистов в Константе (Румыния), лауреатом 3 премии III Французского музыкального конкурса в номинации «Камерная музыка», лауреатом 2 премии международного фортепианного конкурса имени Клары Шуман (Дюссельдорф, Германия).
27 апреля на сольный концерт Романа Прасалова студенческая молодежь шла подготовленной творческой встречей с ним и заинтересованностью первым выступлением на фестивале, прошедшими накануне,
В программе концерта значились имена двух великих композиторов эпохи романтизма Фредерика Шопена и Ференца Листа, – двух непревзойденных пианистов - виртуозов, двух гениев - антиподов, начиная от их личностных особенностей и заканчивая пианистической поэтикой и пониманием виртуозной фортепианной стилистики. Искушенный слушатель, конечно же, жаждал услышать разные типы пианизма, разное звучание рояля. И это было, наверное, одной из задач исполнителя.
Три минорных сочинения крупной формы – две баллады Шопена и легендарная соната си минор Листа – столь же сложны, сколь и популярны у пианистов. Включение их в репертуар свидетельствует, как минимум, о профессиональной смелости исполнителя, уверенности в своей технической оснащенности. Кроме того, это требует от пианиста невероятной выдержки, эмоционального напряжения и умения охватывать и организовывать мыслью большие музыкальные пространства.
Четыре баллады Шопена принадлежат к числу наиболее сложных произведений в фортепианной литературе. Роман Прасалов к окончанию первого курса консерватории имеет в своем репертуаре три из них: в сольной программе 2018 года была исполнена Третья баллада, теперь зрители услышали баллады № 1 g-moll и № 4 f-moll. Каждая из них имеет неповторимый индивидуальный трагический «сюжет», который раскрывается через взаимодействие и развитие ярких музыкальных образов – эпических, драматических и лирических.
В балладе № 1, написанной под впечатлением трагических событий в Польше, контрасты образов настолько ярки, что даже без внемузыкальных подсказок (версия о связи ее содержания с поэтической балладой «Конрад Валленрод» А. Мицкевича) вызывают почти зримые ассоциации с повествованием о переживаниях человека, драматических столкновениях и катастрофической развязке. В исполнении Романа Прасалова в этом сочинении наиболее убедительно прозвучали страницы светло-лирического характера, а вот в драматических, восторженно - экстатических, трагических эпизодах, порой, не хватало силы выражения, эмоции как-будто сдерживались, контрасты были сглажены, из-за чего градус трагедийности неизбежно снизился.
В Балладе № 4, написанной уже зрелым мастером, своеобразно сочетаются лирика, трагическая героика с пасторальными образами. Сложность этого сочинения обусловлена как большими масштабами, так и стилистикой – значительной ролью полифонии, усиливающей философскую линию образного строя произведения. Здесь нет образа - «оппонента», здесь главенствует лирика, но как много у нее оттенков: светлая задумчивость, печаль, смятение, душевная буря, тревожная напряженность, таинственность, трагедийная патетика, страсть, сомнение, обреченность, смирение…Все эти градации постарался передать в своем исполнении Роман Прасалов.
В завершении концерта прозвучала Соната си минор Ф. Листа – одно из самых значимых произведений в истории фортепианной музыки. В этом грандиозном творении Листа сконцентрированы сложность формы, многозначность и, подчас, запутанность смыслов и колоссальное эмоциональное напряжение! Излюбленная романтиками тема роковой обреченности раскрывается в ней с поистине симфоническим размахом. Диапазон музыкальных тем - образов, вовлеченных в драму, простирается «от дьявольских до божественных, от тревожных до сладчайших», и все это выведено из трех исходных мотивов, звучащих в начальных 17-ти тактах сонаты!
В этой сонате Лист создает совершенно уникальную форму сочинения, вмещающую в одночастную композицию признаки многочастного симфонического цикла, и которую пианисту предстоит в процессе исполнения превратить в стройный целостный живой организм.
О содержании сонаты написаны десятки статей, связывающих его то с историей о Мефистофеле и Фаусте, то с сюжетом об изгнании человека из рая, усматривающих в сонате автобиографическую историю или «обобщенное высказывание о схватке человеческой души с ее личными бесами». И это лишь подтверждает невероятную сложность и смысловую емкость уникального сочинения Листа, разгадывать загадки которого предлагается каждому исполнителю и слушателю самостоятельно.
Обращение Романа Прасалова к этому великому произведению воспринимается как огромное личное достижение музыканта и не может не вызвать уважения. Но и для музыкальной культуры Мордовии это событие тоже станет своеобразной вехой – Роман Прасалов оказался первым пианистом, сыгравшим Сонату си минор Листа для саранской публики, по крайней мере, за последние 40 лет. И его исполнение произвело на публику, собравшуюся в Большом концертном зале музыкального училища, сильное впечатление, яркие образы и драматические перипетии сонаты, как и ее виртуозный стиль, не оставили равнодушных в зале. Возможно, не все пока в этом сочинении пианисту удалось сделать на высшем уровне, но ведь и само произведение из категории трансцендентных. Его исполняли и исполняют выдающиеся музыканты прошлого и настоящего, и Роман Прасалов, взявший в студенческие годы такую высоту, наверняка будет возвращаться к этому сочинению не раз, «отшлифовывая» его и доводя до совершенства, которому, как известно, нет предела.
В заключение концерта его ведущая С. А. Чиняева сказала, что Роман очень молод и у него «все впереди», тем не менее, нужно признать, что очень многое из того, чем должен овладеть пианист, у Романа есть уже сегодня. Запоминающиеся выступления в Саранске на IV фестивале «ART-KLAVIER» – наглядное тому подтверждение.
Нам остается лишь поблагодарить Романа Прасалова за участие в фестивале, за те впечатления и эмоции, которые он подарил слушателям, и пожелать ему неуклонного профессионального роста, успешного покорения новых вершин и возвращения в концертные залы Саранска с новыми интересными программами.
М. В. Голубчикова