Урок мужества: Великой Победе посвящается…
Урок мужества: Великой Победе посвящается…
6 мая 2022 года в Большом зале Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова для студентов и преподавателей прошел урок мужества, посвященный Дню воинской славы РФ – 9 мая (День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов). Спустя 77 лет после Великой Победы до сих пор сложно переоценить значимость судьбоносного события мировой истории, которое было достигнуто ценой невероятных усилий, воли и жертв поколения настоящих героев, освободивших мир от фашизма. Послевоенный мир стал другим: снова появилась надежда на торжество гуманизма, свободное развитие человечества вне зависимости от его цвета кожи и «состава крови».
Мужество – одна из важнейших и ключевых добродетелей, отражающая нравственную силу человека, выражающаяся в проявлении осознанных волевых качеств в преодолении ситуаций страха, трудностей или испытаний. Мужество – это черта героя, архетипом которого пропитана вся человеческая культура от каменного века до постиндустриальных обществ ХХI века. Про мужество можно говорить долго и много. Феномен героического поведения красной нитью проходит через высочайшие образцы исторических культур прошлого и настоящего. Наиболее ярко ситуация мужества отображена в борьбе мира с фашизмом в середине ХХ века, решающий вклад в победу над которым внес массовый самоотверженный героизм народов СССР.
Урок мужества начался с минуты молчания в память о павших в борьбе с фашизмом. Далее был продемонстрирован короткометражный фильм «Победа». В сюжете фильма герои-геймеры попадают в мир реальной войны, в котором у них через перипетии происходит переоценка ключевых ценностей. После прохождения испытаний реальной войной это уже другие люди, которые перестают видеть в войне только игровой и развлекательный контент. Примечательно, что фильм стал победителем в номинации «Лучший интернет проект» российского молодёжного фестиваля кино и интернет-контента «Герои Большой Страны» в 2021 году. Авторство фильма: студия «LAZYDOG production» при участии Elvira T. Фильм доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=kf80GfyBR6A&ab_channel=LAZYDOGproduction
Невозможно говорить о мужестве вне контекста событий и хода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Урок должен нести в себе позитивную познавательно-образовательную нагрузку.
Большую помощь в подготовке к мероприятию оказали медийные продукты образовательного проекта журнала «Фома» - «Минуты Победы». Это небольшие анимированные видеоролики по истории России, созданные с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленные Фондом президентских грантов (www.foma.ru).
Благодаря интерактивным технологиям мы заново посмотрели на бесчеловечные планы нацистской Германии по захвату восточных территорий с учетом ликвидации и насильственных депортаций людей. Остановить военную машину Германии удалось в 1941 году под Москвой, немецкое командование впервые столкнулось с решительным и бескомпромиссным сопротивлением. К реальности немецкий вермахт вернуло ожесточенное и героическое сопротивление советского народа, вступивший в смертельную битву за свою столицу и Родину.
Следующий этап войны был в оформлении и завершении коренного перелома в войне. Период от Сталинградской битвы (ныне – город Волгоград) с осени 1942 года до Курской дуги августа 1943 года стал переломным этапом, отныне стратегическая инициатива наступления была за Красной армией вплоть до конца войны. Не так давно студенты училища на базе библиотеки училища и класса истории отмечали 75-летие Сталинградской битвы (февраль 2018 год) и Курской битвы (сентябрь 2018 год). Большую роль в мемориальных мероприятиях сыграли Л.Н. Вавилова (преподаватель ИМК и педагогики, психологии) и Е.П. Ивлиева (заместитель директора по воспитательной работе).
Важным этапом борьбы и феноменом массового героизма стал город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), попавший с 1941 года в военную блокаду. Многомиллионный город столкнулся с беспрецедентным вызовом со стороны врага и природы. Огромной ценой город выстоял и продемонстрировал высочайшие образцы духовности и отваги как военного, так и городского населения. Также было отмечено, что Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова ежегодно участвуют во Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб». В 2019 году на базе класса истории был проведен со студентами 2 курса круглый стол, посвященный 75-летию снятию блокады с города Ленинграда.
В уроке был сделан акцент на наступательном и освободительном этапе войны. Ярким примером стала стратегическая операция «Багратион» по освобождению Белоруссии. Советское командование эффективно овладело немецкой военной тактикой «взятие в клещи» и окружения. Отныне агрессор на себе ощутил результаты своего военного детища.
Мужество традиционно ожидают от мужчин. Именно с обретением мужества официально заканчивается период детства. У разных народов существуют разнообразные обряды инициации по переходу мальчика в воины (мужчины). Однако для советского народа именно война вынужденно становится общим испытанием и актом проявления массового мужества и героизма не только у мужчин. Дети и женщины также вынуждены встать вместе с мужчинами на защиту Родины. Война обретает вид «обряда» инициации взросления для всего общества.
Дети-герои Великой Отечественной войны сделали не меньший вклад в победу над режимом Третьего рейха. Их имена мы не должны забыть: Валя Котик, Петр Клыпа, Вилор Чермак, Аркадий Каманин, Леня Голиков и многие-многие другие, кто встретил свое детство на войне.
Женщины становятся снайперами (Л. Павличенко), зенитчицами, летчиками (Е. Зеленко), танкистами (М. Октябрьская), партизанами (Е. Мазаник), морскими пехотинцами (Е. Михайлова) и диверсантами (З. Космодемьянская). Полмиллиона героинь внесли неоценимый вклад в общую победу.
Вспомним и труд работников тыла, где дети, женщины, старики и инвалиды в тяжелейших условиях голода и лишений ковали оружие победы, растили хлеб и шили одежду. Все для фронта, все для победы!
Вторая мировая война – это преступление, за которое пришлось ответить ее организаторам. Нюрнбергский трибунал, организованный 4 странами антигитлеровской коалиции (ноябрь 1945 по октябрь 1946 годы), впервые в истории определяет преступление против мира и привлекает нацистов к ответственности за военные преступления.
Невозможно говорить о победе советского народа без имен, без знания народных героев в мордовском народе. М.П. Девятаев – легендарный летчик, совершивший побег c командой из 10 человек на самолете-бомбардировщике Хейнкель He 111 из немецкого концлагеря Узедом (полигон Пенемюнде), на котором проходили секретные испытания новейшего баллистического оружия ФАУ-1 и ФАУ-2. В последствии судьба М.П. Девятаева сводит с генеральным конструктором ракетно-космических систем СССР С.П. Королевым. Летчик подробно рассказывает и показывает Сергею Павловичу ключевые узлы немецкой военной базы, что оказывает влияние на разработку первой советской ракеты Р-1.
Примечательно, что в 2021 году про нашего героя-земляка вышел художественный фильм «Девятаев» (режиссер Т. Бекмамбетов и С. Трофимов). Фрагменты из фильма и из документального интервью летчика были продемонстрированы участникам урока мужества. Важное дополнение сделала О.А. Чернова – заведующая музеем училища. Она рассказала, что М.П. Девятаев в начала 2000-х выступал в Большом зале училища, делился в переполненном зале своими воспоминаниями о боевых подвигах. Необходимо также отметить, что в 2021 году духовой оркестр училища (дирижер и руководитель А.В. Батенков) и ансамбль барабанщиц (руководитель Т.И. Маслова) принимали участие в открытии памятника М.П. Девятаеву в с. Торбеево.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на фронт было призвано около 249 тысяч уроженцев Мордовии. Около 134 тысячи человек погибли, пропали без вести, умерли от ран. Почти 100 тысяч бойцов были награждены за доблесть, мужество в боях. 124 из них присвоено звание Героя Советского Союза. 32 уроженца республики стали полными кавалерами ордена Славы.
В каждой семье есть свои герои, память о которых достойна почитания. Молодежь часто не знает героическую историю своих прадедов. На помощь в познании приходят сайты Подвиг народа (www.podvignaroda.ru) и Память народа (www.pamyat-naroda.ru), в базах данных интернет-проектов собраны (и постоянно обновляются) уникальные документы времен войны. Через поисковую систему сайтов можно найти уникальную задокументированную информацию о боевой судьбе своих родственников. К перечню наград и военного пути как правило прилагаются копии документов награждения с описанием боевого подвига.
Важным блоком мероприятия стали военные биографии прадедов и дедов студентов/преподавателей училища. Абрашитов Г., Асаинова С., Карпушкина П., Каргина С., Амиров Р., Панкова С., Русскова А., а также Чугункин В.В. - все кратко рассказали уникальные истории своих родственников: летчики-бомбардировщики, пулеметчики, танкисты… Кто-то вернулся искалеченный, кто-то остался на поле боя и был похоронен в братской могиле, кто-то попал в плен и бежал из концлагеря, кто-то воевал в Манчжурии – вся история войны отобразилась на наших судьбах.
Вторая часть урока мужества посвящена музыке военных лет. Песни и музыка военных лет становятся духовным оружием фронта и тыла. Песня призывает быть стойким, смелым, вдохновляет на боевые подвиги, вселяет уверенность в себе. Профессия музыканта призвана сохранять и передавать подвиг нашего народа через искусство не только нынешним, но и будущим поколениям. В музыкальном блоке урока прозвучали:
1. Музыка И. Лученка, слова М. Ясеня «Майский вальс». Исполнитель ансамбль «Ивушки», руководитель О.А. Щукина, концертмейстер С. Тришкин
2. Музыка М. Минкова, слова И. Шаферана «Мой милый, если б не было войны». Исполняет Алина Пивкина (класс преподавателя О.А. Щукиной), концертмейстер С. Тришкин.
3. Музыка Е. Кузиной, слова Н. Задальской «Песня о России». Исполняет ансамбль «Анима», руководитель заслуженный работник культуры РМ Кузин В.А.
Ведущий музыкальной части урока - Александр Муратов (4 курс ВО).
В конце мероприятия были показаны фрагменты мемориального комплекса города Волгоград (во время войны - Сталинград) под стихи Роберта Рождественского «Реквием (Вечная слава героям)» (1962 год).
«Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!»
Финальной частью мероприятия стал видеоопрос студентов 1 курса ОДИ и ОНИ на тему «Мужество – это…». Важно узнать и соотнести понимание феномена мужества у молодежи в лице первокурсников/старшекурсников/педагогов. Определить качество ориентиров воспитательной и патриотической работы. Понять насколько состоялся урок мужества, прояснить степень его важности и целесообразности. Данные опроса четко продемонстрировали правильное понимание нашими первокурсниками феномена мужества и тождественности общих настроений у опрошенных с главным концептом и посылом мероприятия.
Спасибо всем участникам урока мужества. С надеждой на дальнейшее сотрудничество!
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
Медийный материал урока мужества доступен по ссылке https://youtu.be/rMaKt1O8hQk
Автор статьи и мероприятия – Чугункин В.В., преподаватель истории