Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Рахманинов и Метнер

07.05.2022

Рахманинов и Метнер

Второй день IV фестиваля «ART-KLAVIER» – 26 апреля – пришелся на пасхальную неделю. На это намекало название концерта «Светлый праздник», заимствованное из финальной части фортепианной сюиты С. Рахманинова, вошедшей в программу вечера. Соответствовал моменту и стиль ведения концерта, избранный ведущей Ольгой Якунчевой, – несуетный, одухотворенно - возвышенный.

Во втором концерте фестиваля прозвучали произведения для фортепиано соло и для двух фортепиано. Исполнителями были хозяева – преподаватели музыкального училища Анастасия Акимова и заслуженный работник культуры РМ Светлана Чиняева – и гость фестиваля Роман Прасалов.

Тем, кто следит за музыкальной жизнью Мордовии, хорошо знакомо это имя. Уроженец Саранска, Роман начал постигать азы фортепианного исполнительства в музыкальной школе №6 Саранска под руководством Г. А. Учайкиной. Уже тогда он выделялся среди сверстников своими успехами на музыкальном поприще. К моменту переезда в Москву и поступления в Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженного учителя России О. Е. Мечетиной), он был обладателем Гран-при Открытого регионального конкурса в Пензе и лауреатом многих других городских, республиканских и всероссийских конкурсов и фестивалей. На сцене Саранского музыкального училища Роман выступал не один раз, в том числе и как студент московского училища. Его выступление также можно было увидеть в одном из онлайн-концертов III фестиваля «ART-KLAVIER».

Интерес к очередному появлению Романа Прасалова на родине был подогрет тем фактом, что на фестиваль 2022 года он приехал, будучи студентом первого курса Московской консерватории (класс заслуженного артиста России, профессора А. А. Писарева). На творческой встрече пианиста со студентами и преподавателями музыкального училища, состоявшейся в день концерта, он рассказал о себе и ответил на многочисленные вопросы. Девушек и юношей (а вместе с некоторыми из них Роман учился в одной музыкальной школе) интересовало все – ведь речь шла о поступлении в лучшую консерваторию страны: насколько трудно сдавать теоретические дисциплины при поступлении в консерваторию (Дарья Козлова), сколько нужно времени на разбор нового произведения (Наталья Сурдейкина), планируешь ли поучаствовать в каком-нибудь солидном конкурсе в ближайшее время, как относишься к творчеству пианиста Алексея Султанова, каков график работы (Роман совмещает учебу с работой концертмейстера у скрипачей в музыкальном училище), как успеваешь учиться и работать (Кирилл Нурутдинов), какие трудности есть в работе концертмейстера (Дарья Козлова). Участники встречи узнали, что в текущем учебном году Роман стал лауреатом пяти конкурсов, в том числе победителем двух международных и одного общероссийского, но при этом считает, что конкурсы – очень сложная вещь, требующая моральных сил, времени, финансов. Роман еще мало знаком с творчеством Алексея Султанова. Для многих стало откровением то, что умение хорошо читать с листа помогает и на работе, и в разучивании новых произведений. Ребята признавались в один голос, что получили много ценных советов, что общение с Романом Прасаловым дало положительный эмоциональный заряд, стало мощным стимулом для работы над собой и вызвало интерес к его предстоящим выступлениям.

Программа второго фестивального концерта включала музыку Сергея Рахманинова и Николая Метнера – современников и друзей, покинувших Россию после 1917 года, двоих из блестящей триады русских композиторов - пианистов (третий – Александр Скрябин).

Музыкальный вечер открылся выступлением Романа Прасалова. Он исполнил Вариации на тему Корелли Сергея Рахманинова, последнее сочинение композитора для фортепиано соло – сложное по технике, сложное по содержанию. Глубоко трагичное, оно посвящено темам, волновавшим Рахманинова в 30 - 40-е годы: неумолимый ход времени, жизнь, смерть… Размышляя на эти вечные темы, композитор обращается к «чужому» тематизму – берет за основу старинную тему «Фолии», известную в европейской музыке с XVI века. Рахманинов обозначает ее как тему Корелли, хотя фактически цитирует цитату. «Фолия» – народный танец и танцевальная песня в трёхдольном метре испано-португальского происхождения. В буквальном переводе это слово значит «безумие», ведь первоначально это был потешный танец, который танцевали мужчины, переодетые в женщин, и вели себя шумно, дико, как безумные. С течением времени изменилась мелодия танца, замедлился темп, мажор сменился минором, а ритм приблизился к сарабанде. С конца XVI века «Фолия» стала излюбленной темой вариаций для самых разных инструментов – от гитары до органа. Итальянский скрипач и композитор А. Корелли – один из множества авторов, создавших инструментальные вариации на тему «Фолии», точнее, на один из ее вариантов – Folies d'Espagne. Строгая, классически стройная тема в духе траурного средневекового танца - шествия сарабанды представлена у Рахманинова практически в том же виде, что и у Корелли. Рахманинов впервые в своем творчестве обращается здесь к еще одной «вечной» музыкальной теме – средневековой секвенции Dies Irae (День гнева), символу смерти, усиливая тем самым мотив роковой обреченности.

В Вариациях на тему Корелли Рахманинов, оттолкнувшись от двух мелодий ушедших эпох, выразил мысли и чувства, порожденные «бушующим водоворотом жизненной стихии» XX века (сочинение написано в 1931 году), его темпом, его тревогами, его звучаниями. Здесь пересекаются эпохи, сплетаются смыслы, ассоциации, угадываются намеки, отсылки… Если добавить, что сам Рахманинов исполнял это сочинение и применил здесь все богатство пианистической техники, то можно понять, какая сложная задача встает перед пианистом, взявшим в свой репертуар эту музыку.

Наверное, чтобы передать идею этого сочинения во всей полноте и сложности, требуется много времени и большой жизненный опыт. Тем не менее, молодому пианисту удалось очень многое: обозначить диапазон преображений темы, которые она претерпевает на протяжении двадцати вариаций – от возвышенной отрешенности до скерцозности, от просветленной лирики до драматической жесткости; подчеркнуть основные контрасты, кульминацию, передать обреченную печаль в коде… Очень выразительно прозвучали отдельные вариации – восьмая с ее таинственно-фантастическими образами, Интермеццо. Узнаваемы были образные «автоаллюзии» на прелюдии и романсы, предвосхищения Рапсодии на тему Паганини… Но ведь не случайно наш знаменитый современник Григорий Соколов говорит, что качественный скачок происходит именно в момент исполнения произведения, после первого исполнения пьеса переходит в какую-то иную область, где и начинается ее развитие. У Романа впереди именно этот период, есть время (как минимум, до сессии), чтобы «выграться» в произведение и внести те самые, последние штрихи, которые придадут его исполнению целостность и завершенность. А если заглядывать дальше в будущее, интересно будет еще раз услышать это сочинение в исполнении Романа Прасолова через какое-то время, ведь, как сказал все тот же Г. Соколов, в творчестве (как и в жизни) разница между тем, что было «сегодня», и тем, что будет «завтра», – неизбежна.

В отличие от музыки Сергея Рахманинова, произведения Николая Метнера ранее редко звучали в Саранске. Более частым появлением в концертных афишах они обязаны молодой пианистке Анастасии Акимовой. Воспитанница Республиканской детской музыкальной школы (класс О. Ф. Асатрян), выпускница Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова (класс С. А. Чиняевой) и Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова (класс доцента В. В. Чагайны), сегодня Анастасия Акимова – солистка Мордовской государственной филармонии, преподаватель и концертмейстер Саранского музыкального училища.

В исполнении пианистки прозвучали три сказки Н. Метнера – фа минор (op.26 №3), си-бемоль минор (op.20 №1) и «Русская сказка» фа минор (op.42 №1 – первое исполнение в Саранске!). Именно в сказках, его излюбленном жанре, который называют «исповедью души» композитора, наиболее ярко раскрылось своеобразие лирики Метнера – внутренне сдержанной, интимной.

Две первые лирические миниатюры были написаны композитором в России, их нередко включал в свои концерты С. Рахманинов.

В поэтической сказке фа минор Анастасия Акимова сумела передать заложенный композитором русский характер лирики – с его раздумьем, мечтательностью, грустью и тоской. Выразительно и естественно звучала и вела повествование широко льющаяся певучая задушевная тема, напоминающая русскую протяжную песню,

На одном дыхании прозвучала искренняя, лирически-взволнованная сказка си-бемоль минор. В ней удалось передать многообразие оттенков основного образа, возникающих в варьировании и постепенном развертывании выразительной песенно-декламационной мелодии на фоне насыщенного, в рахманиновском духе, фигурационного сопровождения.

Иной оттенок лирики пианистка представила в «Русской сказке». Написанная Метнером за границей, эта пьеса раскрывает русское как воспоминание о Родине. Самая большая из трех миниатюр, она выдержана преимущественно в сумрачных, угрюмых тонах. Мелькающие то тут, то там знакомые русские мотивы, то песенные, то плясовые, чередуются с неизменно возвращающейся – как неотступная мысль – темой. Именно эта сказка более всего приближается к эпическому повествованию.

Во второй половине концерта прозвучали сочинения Метнера и Рахманинова для двух фортепиано. Фортепианный дуэт Анастасия Акимова – Светлана Чиняева, исполнивший два последних номера программы, родился в 2017 году и уже отмечает свой маленький юбилей. За 5 лет были исполнены сочинения Арно Бабаджаняна, Нины Кошелевой, Николая Метнера, Астора Пьяццолы, Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича, Роберта Шумана. Дуэт стал лауреатом международного и дипломантом всероссийского конкурса, участвовал во многих фестивалях, в работе творческих школ, выступал в различных концертных программах как в Саранске, так и в других городах России – Вологде, Казани, Москве, Новомосковске.

«Русский хоровод» для двух фортепиано, обозначенный авторской ремаркой «сказка», продолжил метнеровскую линию концерта. Отметим, что это было первое исполнение сочинения в Саранске. Двухрояльные произведения Метнера относят к элитной сфере музицирования, где нет внешней декоративности, но есть глубина и интеллектуальнось, есть тонкость и искренность чувств, есть тщательная проработка фактуры и гармоничное равновесие полифонического и гомофонно-гармонического письма.

Зрителям в этот вечер посчастливилось услышать настоящую ансамблевую игру, в которой исполнители понимают друг друга с полувзгляда, полудвижения, буквально, вместе дышат. В метнеровском сочинении партии равноправны, и невозможно было (да и не хотелось!) отделить одну от другой – настолько органичным было взаимодействие исполнителей. Слышно было, как естественно подхватывается партнерами танцевальный ритм, пронизывающий крайние части, как передаются от исполнителя к исполнителю «хоровые» звучания и из глубины единой музыкальной ткани проступают мелодии в русском духе, как будто очень знакомые, потому что напоминают (но не цитируют!) какие-то фольклорные образцы. И общий светлый жизнеутверждающий тон этого сочинения, созданного в дни Второй мировой войны, и «всепроникающая певучесть» (выражение С. Слонимского), свойственная музыке Н. Метнера, транслировались со сцены в зрительный зал. Именно за лучшее исполнение этого произведения ансамбль получил диплом на Всероссийском конкурсе фортепианных ансамблей имени В. Бахчиева.

Завершился концерт ранним сочинением Сергея Рахманинова – Фантазией (Сюитой №1) для двух фортепиано. Прежде в училище исполнялся лишь ее финал (также с участием А. Акимовой), а полностью произведение прозвучало в Саранске впервые в этом концерте. Фантазию для двух фортепиано отличают, помимо мелодического и гармонического богатства, яркая образность, картинность. Это подчеркнуто программными заголовками частей – «Баркарола», «И ночь, и любовь…», «Слезы», «Светлый праздник» – и поэтическими эпиграфами из М. Лермонтова, Д. Байрона, Ф. Тютчева, которые проникновенно прочитала ведущая концерта. Познакомив публику с еще одним прекрасным сочинением русского гения, пианистки сумели передать все богатство рахманиновской «импрессионистской» звукописи в лирических, по сути, пьесах: идиллический «водный» музыкальный пейзаж с волнами и всплесками – в первой части; лесные зовы, соловьиные трели и любовное томление, доходящее до восторженности – во второй; скорбную многозначность остинатной четырехзвучной фразы, слышимой то как «мотив слез», то как удары колокола – в третьей части. Интонации колокольного звона – но теперь уже праздничного, аккордовое изложение темы, напоминающее хоровое пение на фоне радостного перезвона колоколов в четвертой части Сюиты переключили настроение из области элегической лирики в сферу русских монументальных образов и национальных традиций, связанных с именами Мусоргского, Римского Корсакова. Эта музыка произвела особенно сильное впечатление на публику и стала торжественным финалом всего музыкального вечера.

Получилось так, что во втором концерте фестиваля «ART-KLAVIER» зрители услышали произведения, не так часто звучавшие или совсем не исполнявшиеся раньше в нашем городе. Если говорить о Рахманинове, то это касается отдельных его произведений, если о Метнере – это относится к его музыке в целом. Более ста лет назад Н. Я. Мясковский написал так: «Близкому к графичности искусству Метнера еще долго предстоит ожидать справедливой оценки и признания, но что таковое настанет, я не сомневаюсь: слишком в музыке Метнера много жизненных соков, слишком много в нее вложено жизненных сил». Кажется, время справедливой оценки настало в XXI веке. В последние годы организуются фестивали, издаются книги, посвященные искусству этого музыканта, появляется все больше ценителей его творчества. В Саранском музыкальном училище в эти годы тоже исполнялись некоторые произведения Н. Метнера: несколько сказок – студентами училища, сонаты – преподавателями П. В. Игнатьевой и С. А. Чиняевой. Прошедший фестивальный концерт можно считать не только праздником отечественного фортепианного искусства, но и еще одним небольшим вкладом наших музыкантов в большое дело популяризации неординарной музыки недооцененного русского композитора Николая Метнера.

М. В. Голубчикова

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*