Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Конкурс фортепианных ансамблей

04.05.2022

Ежегодно, в конце апреля, в рамках дисциплины «Фортепиано, аккомпанемент и чтение нот с листа» на дирижерско-хоровом и теоретическом отделениях среди студентов 2 - 4-х курсов проводится конкурс фортепианных ансамблей. Обучение игре в ансамбле является важной составной частью профессиональной подготовки музыкантов – исполнителей,     в процессе которого приобретаются многообразные навыки совместного исполнительства, расширяется музыкальный кругозор; формируется художественный вкус, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения, воспитывается слуховой самоконтроль и исполнительская ответственность учащихся. При этом создается творческая атмосфера, необходимая в совместной работе, умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения.

29 апреля 2022 года   в музыкальном училище прошел очередной конкурс – концерт фортепианных ансамблей. В исполнении фортепианных дуэтов, которые состояли как из студентов разных курсов, так и творческих союзов «преподаватель-студент», мы услышали произведения разных композиторов, стилей и жанров.

Звучала музыка романтиков конца 19 в. – Ф.Мендельсона, И.Брамса, Ф.Листа, великого русского композитора С.Рахманинова,   европейских и советских композиторов-классиков 20 века: Э.Поццоли, Р.Коччанте, М.Шмитца, Е.Доги.

Открывал концерт дуэт студенток Ирины Кемаевой - Ирины Моховой (класс преподавателя Осиповой И.С.). «Грустная минута» Э.Поццоли, так называлось произведение, которое они исполнили, ввела нас в мир светлой лирики и неторопливых размышлений итальянского композитора.

«Регтайм» Манфреда Шмитца, современного немецкого композитора-аранжировщика, прозвучал ярко, динамично и острохарактерно в исполнении Кристины Кочетковой и Кирюшкиной Марины Николаевны (класс преподавателя Кирюшкиной М.Н.).

Фортепианный дуэт в составе Егоровой Олеси и Пищерковой Елизаветы (класс преподавателя Толченниковой Н.Н) представил нашему вниманию переложение для двух фортепиано самой известной песни «Belle» из мюзикла современного французского композитора Риккардо Коччанте «Notre Dame de Paris». Эта лирическая композиция захватывает с первых тактов выразительностью мелодии, напевностью, присущей французскому шансону, глубиной лиризма. Нужно отметить проникновенное исполнение данной композиции студентами, которым удалось раскрыть содержание произведения и выстроить драматическую линию развития.

«Песня без слов» ор.38, №2 c-moll, Ф.Мендельсона (в переложении для фортепиано в 4 руки) прозвучала в исполнении Анны Радаевой и Елизаветы Пищерковой (класс преподавателя Толченниковой Н.Н). Пьеса раскрывает особенный образ, наполненный истинной лиричностью. Ее можно сравнить с романсом, со всей характерной эмоциональностью и песенностью, только изложенным в инструментальном переложении. Достигается это за счет неторопливого движения мелодии, мягкого сопровождения аккордового склада и преобладания песенных интонаций в мелодической линии.

У некоторых композиторов есть такие произведения, которые не только называют бесценными шедеврами, достойными определения в сокровищницу мировой музыкальной культуры, но и визитными карточками их создателей. К таким сочинениям, бесспорно, относится проникновенная музыка «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Евгения Доги. Эта великолепная композиция завоевала такую огромную любовь аудитории, что её называют не только самым известным киновальсом, но и вальсом двадцатого столетия. Эта музыка была исполнена фортепианным дуэтом в составе Горбуновой Анастасии и Данчиной Екатерины Юрьевны (класс преподавателя Данчиной Е.Ю.).

Три завершающих программу концерта произведения относятся к блоку классической музыки, представленной в концерте. По согласованию жюри, были определены две номинации для участников конкурса:

- « произведения репертуара классической музыки»

- «произведения музыки композиторов 20 века»

Й.Брамс «Воспоминание о России», 6 фантазий для фортепиано в 4 руки на русские и богемские темы, романс А.Алябьева «Соловей» представили нашему вниманию студенты Гусенкова Алина и Мишунина Валерия(класс преподавателей Селякиной О.А., Данчиной Е.Ю.).    Хотя Брамс и не бывал в России, но тонко уловил особенности русского музыкального мышления: «славянизмы» Брамса явно  ощутимы в часто применяемых оборотах и ритмах, в некоторых приёмах интонационного развития, ладовых модуляций. Исполнение студентов подкупило проникновением в замысел композитора, эмоциональностью, четким осмыслением формы и стиля композитора, ладогармоническим интонированием, слаженностью ансамблевого исполнения.

Элегически задушевная «Русская песня» (№3, из цикла «6 пьес для фортепиано в 4 руки» ор.11) С.Рахманинова прозвучала в исполнении Осиповой Дарьи и Осиповой И.С. (класс преподавателя Осиповой И.С.). Форма произведения складывается на основе куплетно-вариационного развития темы, основанной на мотиве русской народной песни «Во всю то ночь мы темную….», из которой разрастается знаменитый рахманиновский «колокольный набат», вестник борьбы и перемен.

«Торжественный полонез» Ф.Листа в переложении для фортепиано в 4 руки исполнил фортепианный дуэт Малахова Ксения – Трифонов Павел (класс преподавателя Игнатьевой П.В.).

В своем выступлении студентам удалось эмоционально раскрыться, ярко обрисовать торжественный характер танца, используя все регистры фортепиано: глубоко и сочно звучащие басы, подчеркивая мелодию в среднем регистре, ее «виолончельный» тембр, а в «верхах» выявляли прозрачное, кристально-чистое звучание. Распределение звукового материала между руками студентов происходило незаметно для слушателя, ансамбль был очень сыгранным .Форма произведения была хорошо выверена и динамически распределена.

По решению жюри в номинации «классическая музыка» присуждается :

1 место - Малахова Ксения – Трифонов Павел, «Торжественный полонез» Ф.Листа (класс преподавателя Игнатьевой П.В.);

2 место - Гусенкова Алина - Мишунина Валерия, Й.Брамс – А.Алябьев «Соловей» (класс преподавателей Селякиной О.А.,Данчиной Е.Ю.);

3 место - Осиповой Дарьи и Осиповой И.С, С.Рахманинов «Русская песня» ( класс преподавателя Осиповой И.С.).

В номинации «музыка композиторов 20 века» результаты распределены следующим образом:

1 место - Горбунова Анастасия- Данчина Екатерина Юрьевна, Е. Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (класс преподавателя Данчиной Е.Ю.);

2 место- Егорова Олеся - Пищеркова Елизавета, Риккардо Коччанте «Notre Dame de Paris», «Belle» ( класс преподавателя Толченниковой Н.Н.);

3 место - Анна Радаева - Елизавета Пищеркова, Ф.Мендельсон «Песня без слов»; Кристина Кочеткова - Кирюшкина Марина Николаевна, М.Шмитц «Реграйм»; Ирина Кемаева- Ирина Мохова, Э.Поццоли «Грустная минутка».

В заключении хотелось бы отметить работу преподавателей, подготовивших ансамблевые выступления студентов на высоком профессиональном уровне.


Осипова И.С.


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*