Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

IV Открытый фестиваль фортепианной музыки «ART-KLAVIER». Встреча с искусством Сергея Работкина

29.04.2022

IV Открытый фестиваль фортепианной музыки «ART-KLAVIER».

Встреча с искусством Сергея Работкина

К заключительной декаде апреля фортепианное отделение Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова подготовило замечательный подарок меломанам – IV Открытый фестиваль фортепианной музыки «ART-KLAVIER». К радости исполнителей и любителей музыки, фестиваль вернулся к живому формату, недоступному по известным причинам в 2021 году.

В течение недели в стенах музыкального училища звучала фортепианная музыка в исполнении пианистов из Казани, Москвы и Саранска. Согласно концепции фестиваля, все его участники, так или иначе, связаны с Мордовией и Саранским музыкальным училищем.

Первым гостем праздника фортепианной музыки стал профессор Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова, педагог, концертирующий пианист и композитор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Сергей Николаевич Работкин. Открывая первый концерт фестиваля в Большом концертном зале училища, организатор форума – заведующая фортепианным отделением, заслуженный работник культуры РМ Светлана Анатольевна Чиняева подчеркнула, что пианист много лет тесно связан с Саранском – он является педагогом троих преподавателей училища и уже трижды выступал в столице Мордовии с концертами.

Пресса, которую можно найти о пианисте Сергее Работкине, изобилует восхищенными отзывами о концертах и превосходными характеристиками музыканта. «С. Н. Работкин – представитель культурного слоя музыкантов высшей пробы, сформированного Московской консерваторией». «Выступления пианиста редки, но всегда долгожданны, потому как являют публике отточенное, законченное, художественно выверенное исполнение». «Каждый из концертов <…> Сергея Работкина представляет собой значительное культурное событие в жизни Казани», – читаем на сайте консерватории.

В справедливости этих отзывов смогли лично убедиться зрители, пришедшие 21 апреля на сольный концерт Сергея Работкина.

Пианист привез в столицу Мордовии программу с поэтичным названием – «Волшебный мир фортепианной миниатюры». Ведущая концерта С. А. Чиняева напомнила значение этого термина в музыкальном искусстве – «небольшая музыкальная пьеса» – и вкратце очертила основные вехи развития жанра в европейской музыке. Программа была построена так, что позволила зрителям «проследить» эволюцию фортепианной миниатюры вплоть до творчества Брамса в зарубежной музыке и Рахманинова и Скрябина в русской.

Казалось бы, что сложного – играть друг за другом небольшие пьесы? Парадокс в том, что выстроить программу большого концерта из множества миниатюр гораздо сложнее, чем из двух – трех произведений крупной формы. И причина – в законах человеческого восприятия.

Сергей Работкин подошел к выстраиванию программы концерта не только как исполнитель, но и как композитор: не нарушая исторической хронологии, он исполнял сочинения группами по 2 - 3 пьесы, в сочетаниях, заставляющих услышать каждую из них по-новому. В результате, сложилась композиция из музыки трех столетий – от Баха до Рахманинова, где был свой пролог – объективная музыка барокко, основная часть – с акцентом на лирических образах композиторов - романтиков (Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта и Р. Шумана в транскрипции Ф. Листа, Ф. Шопена, Ф. Крейслера в транскрипции С. Рахманинова) и русских композиторов (П. Чайковского, А. Скрябина) со своим лирико - философским центром в двух Интермеццо И. Брамса. Был и жанровый раздел – две пьесы И. Альбениса, и наконец, торжественная эффектная кода – сыгранное на бис собственное сочинение Сергея Работкина на темы из оперы Д. Верди «Аида».

Объединение пьес в группы было тоже продумано. Хоральная прелюдия фа минор И. Баха - Ф. Бузони и две сонаты Д. Скарлатти – Фа-мажор и до-минор объединились по принципу образного контраста, а также контраста одноименных тональностей и сходства сонат по технике. Образный контраст трепетной пьесы «Подснежник» Чайковского с мятежными этюдами Скрябина сочетался с тональной общностью этюдов (до-диез минор op.2 и op.42). Возвышенно - трагический Полонез до-минор Шопена был исполнен в паре с вдохновенным, возвышенно - ликующим «Посвящением» Шумана – Листа.

В концерте зрители услышали, как богато и как по-разному может звучать инструмент под пальцами настоящего Мастера, как потрясающе пианист владеет искусством извлекать из однотембрового инструмента бесконечное разнообразие красок и тембровых оттенков, не только в разных произведениях, но и в одновременно звучащих голосах одного сочинения.

Музыкант захватил внимание зрителей с первых тактов, когда в знаменитой возвышенно-скорбной Хоральной прелюдии И. С. Баха отчетливо зазвучал органный тембр, а в одной из сонат Д. Скарлатти, сыгранных вслед за прелюдией, тембр рояля приблизился к клавесинному. Бесподобны были и быстрые легкие пассажи предельно ровных по динамике и отчетливых звуков – то, что называют «жемчужной» или «бисерной игрой».

Рояль «пел» в листовских транскрипциях песен Шуберта «Серенада» и «Хвала слезам», в пьесе Чайковского, «говорил» и «был игрив» в сентиментальном вальсе «Муки любви» Крейслера – Рахманинова, «размышлял» в Интермеццо Брамса.

Мастер миниатюры, Сергей Работкин продемонстрировал ювелирное владение штрихами, педалью, тонкими нюансами динамики piano, позволяющее в миниатюрах выделять каждую деталь, каждый краткий мотив, подчеркивать осмысленность и индивидуальную выразительность каждого музыкального «слова».

Совершенное владение градациями фортепианной звучности и всем арсеналом фортепианной техники, безупречный вкус и чувство формы проявлялись в каждом номере концерта. Это тем более поразительно, что объявленный как музыкальный вечер в 2-х отделениях, он был сыгран без антракта, что требует от артиста гораздо большей физической и эмоциональной выдержки.

По аплодисментам, которыми вознаграждался артист, было понятно, что немногочисленная (возможно, из-за инерции социального дистанцирования?) публика, собравшаяся в зале, по достоинству оценила мастерство пианиста и получила яркие впечатления от прозвучавшей музыки и от знакомства с неповторимой личностью исполнителя, названного одним из его учеников «скромным гением».

Общение с уважаемым гостем продолжилось 22 апреля на мастер - классе, который Сергей Николаевич Работкин провел для студентов и педагогов.

Получить урок у профессора Казанской консерватории и узнать некоторые секреты его пианизма посчастливилось троим студентам

фортепианного отделения училища. С каждым учеником С. Н. Работкин занимался по - разному, но основной акцент во всех случаях был сделан на вопросах техники.

Этюд К. Черни № 22 (op. 299), исполненный студенткой 1 курса Натальей Сурдейкиной, стал поводом для работы над репетиционной техникой. Педагог поразмышлял о том, где может пригодиться данный вид техники, назвал несколько подобных сочинений и посоветовал использовать этюд как дополнение, решая разные задачи в медленном и в быстром темпах. Попутно был затронут вопрос о важности правильной и удобной аппликатуры, прозвучали образно - яркие высказывания известных пианистов на эту тему.

Гавот (I и II) из Английской сюиты Баха соль-минор, исполненный второкурсницей Екатериной Трямкиной, побудил к разговору о расшифровке украшений, о соотношении авторских и редакторских (К. Черни) пометок в нотном тексте, о выборе аппликатуры в зависимости от того, на каких клавишах исполняется трель. Также были затронуты вопросы выбора и отработки штрихов для разных голосов фактуры, выбора темпа, связи темпа и размера, работы над разными тембрами в левой и правой руках.

В работе с выпускником Егором Абдрашитовым над Этюдом №1 (op.10) Шопена педагог сосредоточил внимание на освобождении рук.

Отрабатывая со студентами тот или иной прием, педагог добивался его точного исполнения, при этом помогал им, используя простые и понятные объяснения, давал конкретные частные и более общие советы: «делай движение к себе, как будто пыль вытираешь», «выучивать нужно всегда больше, чтобы играть не на пределе возможностей», «удобство аппликатуры проверяется на f и в темпе Presto».

Известные мысли, но сказанные другим человеком и другими словами, порой запоминаются лучше. Так, например, прописную истину о необходимости много заниматься, С. Н. Работкин напомнил в следующих выражениях: любой исполнительский прием требует выработки привычки, а привычка появляется только в результате многократных повторений.

Особенно хорошо укладываются в сознании неожиданные высказывания, идущие вразрез с общепринятыми установками, которые студенты слышат ежедневно от своих педагогов. Например, «если хочешь овладеть каким-либо приемом, голову отключай».

Выход на мастер - класс для студентов – событие полезное, важное, ответственное. Здесь проявляется способность ученика реагировать, быстро перестраиваться, проявлять целеустремленность, но не менее важно и умение общаться. Наши студенты достойно выглядели на этом уроке. Пользу от мастер - класса, несомненно получили и зрители – студенты и педагоги музыкальных школ и музыкального училища.

Хочется надеяться, что плодотворная во всех отношениях встреча с искусством С. Н. Работкина – исполнителя, композитора и педагога – получит продолжение в будущем.

М. В. Голубчикова

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*