ПРОЕКТ «ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САРАНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ИМ. Л.П. КИРЮКОВА»: А.Е. ПИВКИН «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО»
ПРОЕКТ «ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САРАНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ИМ. Л.П. КИРЮКОВА»:
А.Е. ПИВКИН «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО»
Имя Андрея Ефимовича Пивкина, заслуженного работника культуры Республики Мордовии, лауреата государственной премии РМ, члена Союза композиторов России, действующего члена Санкт-Петербургской Академии словесности и изящных искусств, дважды выпускника Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова (по специальностям «Баян» – 1978 год и «Композиция» – 2010 год) и педагога Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова появляется на страницах нашего сайта уже не впервые. Творчество А.Е. Пивкина раскрывает слушателю удивительный мир национального мордовского мелоса, фольклорных истоков мокшанского народа, органично представленных в произведениях разных жанров. Ранее, в рамках проекта «Издательская деятельность Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова», мы уже знакомили с его сборниками «Мордовский сувенир» и «Мордовские эскизы», не раз упоминали произведения из сборника вокальных сочинений «Пою тебе, Мордовия».
Сегодня, в продолжении издательского проекта, мы осветим сборник Андрея Ефимовича для довольно широкой аудитории слушателей и исполнителей, а именно – молодого поколения музыкантов. Как известно, многие композиторы обращались к написанию музыки для детей. Это и «Детские сцены» Р. Шумана, и «Детский альбом» П.И. Чайковского, и сборники С.Я. Терханова из циклов «Остров детства». А.Е. Пивкин также не стал исключением. Изданный в 2015 году «Детский альбом для фортепиано» продолжил эту добрую традицию, познакомив юную аудиторию с музыкальным миром малой родины.
На первых страницах сборника нас встречает небольшая по объёму, но ёмкая по смыслу статья заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия, академика Международной академии наук педагогического образования, зав. кафедрой музыкального образования МГПУ им. М.Е. Евсевьева, доктора педагогических наук, профессора И.С. Кобозевой. Она знакомит юных исполнителей и их наставников с композитором, освещая краткую биографию Андрея Ефимовича, его творческий путь, дополняя повествование лаконичным теоретическим обзором произведений, анализируя их причастность не только к отечественной композиторской школе, но и к национальным традициям Мордовии, выделяя его индивидуальный стиль. Инна Сергеевна высоко оценила вклад педагога, способствующий широкому признанию профессиональной музыки республики. Она отметила, что «знание мордовского фольклора и законов композиции, богатство фантазии и понимание логики построения произведения, присущие ему как композитору, воссозданы в полной картине фортепианного творчества, представленного в данном издании».
Пьесы, опубликованные в сборнике, можно разделить на две категории. Это – оригинальные сочинения композитора, которые несут в себе характерные национальные черты мокшанского народного творчества, а также хоровые традиции села Кочетовка, выходцем из которого является Андрей Ефимович: «Праздникса» («На празднике»), «Налкхсема» («Игра»), «Ёфкс» («Сказка»), «Илядь» («Вечер»), два вальса, «Полифоническая пьеса» и т.д. Также в сборнике присутствуют обработки мордовских песен, нашедших органичное отражение в виде фортепианных миниатюр: «Ош пакся» («Городище»), «Сюрень кштирди» («Пряха»), «Сельская картинка».
Завершает сборник статья преподавателя Республиканской детской музыкальной школы с интернатом М.В. Королёвой об особенностях работы над произведениями мордовских композиторов в фортепианном классе на примере «Детского альбома». Педагог считает, что в контексте классического обучения использование подобных циклов обусловлено «потребностью в расширении кругозора учащихся, знакомством с национальной культурой и воспитанием бережного отношения к ней, а также развитием и накоплением исполнительского опыта, как основы музыкально-творческой деятельности у детей». Марина Валерьевна подчеркивает возможность исполнения подобных произведений не только в классе специального фортепиано, но и в классе общего фортепиано. Отмечает доступный и понятный музыкальный язык сочинений, рассчитанный на разный уровень музыкальной подготовки, что способствует их привлекательности.
Предлагаем Вашему вниманию пьесу «Сельская картинка» из данного сборника, прозвучавшую на творческом вечере композитора в исполнении ученицы ДМШ №1 г. Саранска Эмилии Лапшиной (класс преподавателя заслуженного работника культуры РМ Лыновой Л.В.).
Приятного просмотра!
Студентка 4 курса теоретического отделения Лосева Анна,
куратор проекта Е.А Антонова