ВВКЗ. Язык музыки. "Гармония"
Разговор о музыке и гармонии в виртуальном концертном зале
Если ведущий концертной программы говорит, обращаясь к слушателям со сцены «Всем привет!», а его со-ведущая к концертному платью добавляет в качестве обуви для сцены кроссовки, то знайте: это образовательный проект Московской филармонии. Ведущие Ярослав Тимофеев и Мария Холкина – молодые, инициативные, хорошо образованные и влюбленные в музыку – обращают свои выступления к юным слушателям, только начинающим знакомиться с музыкой академической традиции.
Для трансляции в виртуальном концертном зале Саранского музыкального училища эта программа была выбрана не случайно. Студенты и преподаватели нашего учебного заведения, выступая на самых разных площадках, в том числе и в общеобразовательных школах, тоже стараются донести до учеников красоту и величие классической музыки. Хорошие примеры взаимодействия с аудиторией и выбора произведений для исполнения непременно пригодятся в последующей работе. Кроме того, многие наши студенты и сами только начинают знакомиться с классическим наследием, им разъяснение языка музыки тоже необходимо.
Программа концерта опирается на известные по телепрограммам музыкальные номера, ведущие рассказывают о музыке, свободно общаясь между собой. При необходимости Я. Тимофеев подходят то к роялю, то к органу, наигрывая созвучия или отдельные темы. В общение с залом органично вплетаются видеофрагменты, например, разговор о гармонии как выразительном средстве сопровождается прослушиванием фрагмента горлового пения в записи. Торжественный фрагмент из симфонической поэмы Р. Штрауса задает эмоциональный тон всему концерту. Музыканты Академического симфонического оркестра Московской филармонии присутствуют на сцене с самого начала. Их облачение – привычное концертное, во фраках и длинных платьях. Сам внешний вид исполнителей символизирует высокое искусство, и играют они сочинения разных эпох и жанров тонко, слаженно. Эталонное исполнение!
В процессе рассказа слушатели узнали о мажоре и миноре, об обертоновом ряде, консонансе и диссонансе, прослушали простые интервалы и золотую секвенцию, узнали детективную историю жизни Карло Джезуальдо, познакомились с итальянским мадригалом, услышали историю изменения аккордов от эпохи к эпохе. Интерактив концерта – приглашение на сцену зрителей из зала для игры на музыкальных инструментах (выбраны были контрабасы) – явился, на мой взгляд, одной из кульминаций концерта. Другие неизбитые приемы на сцене – обращение к исполнительнице вокальной партии с вопросом об исполняемой музыке, произнесение музыковедческого текста под аккомпанемент, игра в свободные ассоциации под звучание аккордов, пение кластера вместе с залом - позволили длинному концерту быть разнообразным, не скучным, поддерживать интерес зрителей.
Студенты теоретического отделения получили прекрасный пример организации просветительского концерта, составления диалогического сценария для ведущих и самого поведения на сцене. Было бы желательно включать в программы виртуального зала и другие концерты абонемента «Язык музыки».
А. Н. Рязанова