Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

«Неизвестный Гладков» (концерт виртуального концертного зала)

15.04.2022

«Неизвестный Гладков»

(концерт виртуального концертного зала)

В жизни случаются мгновения необыкновенно счастливые, в том числе и от встречи с настоящим искусством. В наше время, когда, казалось бы, чего мы, современные зрители, только не видели, не слышали, и нас уже трудно чем-либо удивить, все-таки происходят такие откровения, которые производят ошеломляющее впечатление, проникают в самую глубину сердца и надолго, если не навсегда, остаются в памяти.

Эта статья, возможно, получится очень субъективной, но позволю себе выступить в ней не как обычно с позиции ведущей концертов Виртуального концертного зала, который не первый год функционирует в Саранском музыкальном училище и знакомит зрителей с интересными музыкальными событиями всероссийского уровня. Сегодня я хочу поделиться впечатлениями и эмоциями слушателя от очередного, и, пожалуй, одного из лучших концертов ВКЗ в училище.

13 апреля в рамках ВКЗ состоялся концерт с необычным, и даже где-то провокационным названием. «Неизвестный Гладков» – авторский концерт советского и российского композитора, автора музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам, Народного артиста России Геннадия Игоревича Гладкова (род. 1935). В 2020 году композитору исполнилось 85 лет со дня рождения, но из-за ковидных ограничений концерт не состоялся. Он прошел лишь 1 июля 2021 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

В самом начале концерта его ведущий, дирижер Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова Владимир Юровский, который выступил в концерте еще и в роли певца (!), пояснил название мероприятия: «Неизвестный Гладков… В самом сочетании слов Гладков – самый известный автор, но мы специально эти слова употребили… Судьба Гладкова удивительна. Он счастливо избежал жребия многих его коллег остаться незамеченным, он получил невероятное признание и в стране, и далеко за ее пределами. С другой стороны, он всегда сохранял за собой право писать то, что ему нравится и то, как ему нравится. Гладков невероятно многогранен. Мы хотим сегодня показать произведения, которые незаслуженно оказались в тени, по крайней мере, большинство из них».

Действительно, Геннадий Гладков – композитор московской школы, в 1959 году окончил теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории, где занимался сочинением музыки под руководством Г. С. Фрида, в 1964 году – Московскую консерваторию (класс композиции В. Г. Фере), в 1966 году – аспирантуру, вошел в историю музыки как автор большого количества сочинений для театра, кино и мультипликации, автор балетов, мюзиклов, оперетт и единственной (на данный момент времени) лирико-комической оперы «Старший сын».

Вот только небольшой перечень его работ: фильмы Марка Захарова с музыкой Геннадия Гладкова «12 стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Музыка Гладкова звучит и в фильмах «Джентльмены удачи» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Люди и манекены» (1974), «Ты – мне, я – тебе» (1976), «Дон Сезар де Базан» (1989), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «До первой крови» (1989), «Дульсинея Тобосская» (1980), «После дождичка в четверг» (1985), «Расстанемся, пока хорошие» (1991) и др.

Плодотворно Геннадий Гладков сотрудничал с поэтами Юрием Энтиным, Юлием Кимом, Дмитрием Сухаревым. Всесоюзную славу композитору принесла работа над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты» (1969) и его продолжением «По следам бременских музыкантов» (1973), где он еще и спел партию Глупого короля. «Малыш и Карлсон» (1968), «Как Львёнок и Черепаха пели песню» (1974), «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), «Голубой щенок» (1976), «38 попугаев» (1976) и многие другие – кто не знает эти мультфильмы? И во многом, благодаря гениальной, не побоюсь этого слова, музыке Гладкова.

В авторском вечере звучали сочинения «другого», «неизвестного» широкой публике Гладкова: «Симфоническая фантазия на темы из музыки к мультфильму Василия Ливанова «Синяя птица» для сопрано, детского хора, смешанного хора и оркестра» (Первое исполнение), «Концертино для скрипки с оркестром» (Первое исполнение), «Эпизод V «Царство мёртвых» из балета-поэмы «Возвращение Одиссея» (Первое исполнение), Фрагмент лирико-комической оперы «Старший сын», «Музыкально-драматическое действо для солистов, хора и оркестра «Фантазии Свифта». Больше трех часов живой стильной качественной музыки!

Каждое сочинение предварялось словом дирижера Владимира Юровского, которого мы, зрители концерта, открыли для себя еще и как великолепного рассказчика, тонкого, вдумчивого, эрудированного, а главное, влюбленного в то, что он делает. Это личное отношение дирижера передалось всем – исполнителям на сцене, а их было не мало, зрителям в зале, в числе которых был и сам маэстро Гладков.

Атмосфера, которую смогли создать исполнители, была невероятной! Нужно было видеть глаза, эмоции Геннадия Игоревича, чтобы понимать, насколько трогательно и по-настоящему искренне было все происходящее на сцене.

Это передалось и зрителям Большого концертного зала училища – студентам четвертых курсов. К сожалению, за отсутствием времени, не все удалось посмотреть. Однако выбранный для просмотра фрагмент лирико-комической оперы «Старший сын» (либретто Юлия Кима по одноименной пьесе Александра Вампилова) обрел в лице будущих выпускников новых поклонников.

Небольшой фрагмент оперы «зацепил» по-настоящему крепко. Трагичный и одновременно смешной спектакль о том, как герой-самозванец Бусыгин, изначально искавший просто ночлег, входит в мир семьи Сарафановых и в результате обретает настоящий дом. Игра певцов-актеров, мизансцена, изображающая собранное на скорую руку застолье на кухне обыкновенной советской семьи, переплетение судеб, «кричащее одиночество» главного героя – отца семейства Андрея Григорьевича Сарафанова, к слову сказать, коллеги – кларнетиста местной филармонии – были настолько убедительны и проникновенны, что мурашки по коже, ком в горле, слезы на глазах.

Вот имена исполнителей, каждому хочется воскликнуть «Браво!»: Михаил Губский (Сарафанов, тенор), Иван Викулов (Владимир Бусыгин, баритон), Павел Иванов (Семен Севастьянов (Сильва), баритон), Наталья Мельник (Нина Сарафанова, сопрано), Александр Бабик (Васенька Сарафанов, тенор). Ну и, конечно же, блистательный Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского.

После просмотра ребята выразили желание посмотреть оперу полностью, а мне, как преподавателю, в том числе и дисциплины «Отечественная музыкальная литература 20 века», захотелось несколько скорректировать свой календарный план по предмету, добавив в него это сочинение.

Уже позже, посмотрев еще раз концерт от начала до конца, пересматривая, прослушивая отдельные фрагменты, вновь и вновь ловила себя на мысли о необычайном таланте композитора Гладкова, о масштабе его личности, о счастье быть, жить с ним в одно время.

Делюсь ссылкой на концерт. Поверьте, он никого не оставит равнодушным. Найдите время для встречи с «неизвестным Гладковым». Уверена, для кого-то, как и для меня, он станет по-настоящему «своим», любимым!

«Неизвестный Гладков». Авторский концерт композитора Геннадия Гладкова. https://meloman.ru/concert/dirizhiruet-i-rasskazyvaetbrvladimir-yurovskij-16020623296879153/

                              музыковед Наталья Родина

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*