Рок-шоу-опера Геннадия Сураева-Королева «Что же счастье?»
Рок-шоу-опера Геннадия Сураева-Королева «Что же счастье?»
В год 90-летия со дня основания Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова и 70-летия со дня рождения выдающегося композитора Мордовии Геннадия Георгиевича Сураева-Королева, в рамках Открытого Республиканского форума «Земли родной певучие страницы», предлагаем вниманию посетителей сайта училища рок-шоу-оперу композитора «Что же счастье?»
***
Рок-шоу-опера… Жанр, безусловно, интересный. Вот как его характеризует исследователь Дмитрий Морозов в статье «Звезда, рок и шоу»: «Рок-опера — это и впрямь отдельный жанр. В отличие, скажем, от просто рока, где во главу угла ставится личность исполнителя, рок-опера в первую очередь есть творение композитора. В этом же состоит и основное ее отличие от большинства современных мюзиклов, в которых центр тяжести все больше сдвигается в сторону шоу».
Этому определению отвечает и первая в истории мордовской музыкальной культуры рок-опера «Что же счастье?» Геннадия Георгиевича Сураева-Королева. По стилистике сочинение представляет собой симбиоз джазовых и роковых ритмоформул с интонационными моделями русского и национального мордовского фольклора. Подобное сочетание необычно, свежо, оно способствует обогащению звуковой среды сочинения, выходу за пределы выбранной жанровой основы, расширяет границы восприятия слушателями классической и современной музыки.
В сочинении Сураева-Королева-младшего есть всё. От оперы – наличие конфликтных драматургических сюжетных линий, присутствие сольных и ансамблевых сцен, особый тип вокального интонирования – ариозный, в котором неразъединимо слиты декламационно-речевое и мелодическое начала. Сравнительно небольшая протяженность сочинения, камерный состав исполнителей, звучание партии оркестра у фортепиано, определяют его принадлежность к жанру камерной оперы. Здесь есть и другая сторона – шоу – с его динамичным сценическим действием, актерской игрой. Но это шоу, сознающее свою подчиненную роль по отношению к музыке и не мешающее ей.
Соединение в одном сочинении, казалось бы, «несоединимого» – характерная черта стиля Геннадия Сураева-Королева. Будучи студентом Казанской государственной консерватории, будущий композитор в качестве дипломного сочинения представил Концерт для фортепиано с оркестром, который, кстати, является первым произведением в этом жанре в Мордовии. Тогда, в 1988 году, это было необычно: в концерте молодой автор соединил национальную мордовскую мелодику с блюзовыми гармониями и джазовым ритмами сопровождения. Нужно заметить, что музыка мордвы с уникальным многоголосием и ладовым своеобразием вошла в сознание будущего композитора еще в детстве. Во все этнографические экспедиции его брал с собой отец – композитор Георгий Иванович Сураев-Королев.
Рок-шоу-опера «Что же счастье?» в двух действиях написана на либретто Л. Талалаевского в 1991 году. Счастье… сколько волшебного заложено в этом слове, сколько непостижимого кроется в смысле этого чувства! Поиски счастья – одна из распространенных тем в искусстве вообще. Найти счастье – главное желание и героя наивной доброй сказки, рассказанной ее авторами. Покидая дом и семью ради чего-то эфемерного, персонаж чуть не потерял все то, что делало его счастливым. «Сказка ложь, да в ней намек», – говорил классик… Это же «читается» и в сочинении Геннадия Сураева-Королева: нужно помнить, насколько счастье чувство хрупкое, мимолётное, и как важно его беречь.
К сожалению, опера не была поставлена на профессиональной сцене. Однако некоторым счастливчикам удалось увидеть студенческую постановку сочинения Геннадия Сураева-Королева на сцене Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова в апреле 2008 года. К сожалению, автор так и не увидел свое сочинение на сцене, Геннадий Георгиевич ушел из жизни 19 июня 2007 года.
После спектакля в интервью национальному телевидению своими впечатлениями поделились режиссер-постановщик, заслуженный артист РМ С.А. Плодухин и музыкальный руководитель постановки, заслуженный работник культуры РМ С.С. Молина.
«Этим проектом мы «болеем» очень давно, – рассказывает Светлана Сергеевна. – Когда еще был жив Геннадий Георгиевич, он доверил в наши руки эту музыку, и впервые мы поставили в школе-лицее № 4, с обычными школьниками, которые даже музыкальной грамоты не знали. Когда на 20-летие Союза композиторов из Москвы приехали гости, они удивились: «Как? Дети-школьники поют такую сложную музыку?!». А сейчас получилось, что ушел из жизни, трагично ушел Геннадий Георгиевич. Ему бы еще жить много лет, и много творить. Талантливейший человек был!»
«Мы решили совместить постановку сочинения с работой по «сценической подготовке», и «мастерству актера», – подхватывает разговор режиссер-постановщик Сергей Плодухин. – И все это вылилось вот в этот спектакль. Работали с живой музыкой, на живом материале, посвятив эту постановку памяти композитора. В апреле у Геннадия Георгиевича день рождения, и мы решили именно в апреле выпустить этот спектакль».
«Нам очень приятно, что мама автора, сестра, внуки были в зале. Это так трогательно! В зале сидели все, кто у него учился, у кого он был преподавателем. Это ведь тоже дорогого стоит. Люди видят, что ничто не уходит, «рукописи не горят», … что музыка живет. В этом плане мы довольны своей работой», – завершает Светлана Сергеевна.
Сегодня все мы станем свидетелями этой постановки. Хочется надеяться, что наступит время, когда сочинение все же будет поставлено на профессиональной сцене в сопровождении симфонического оркестра. Лучше поздно, чем никогда!
Приятного всем просмотра!
музыковед Наталья Родина