Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Творческий десант из Казани: мастер-классы на Отделении духовых инструментов. Сольное академическое пение

21.03.2022

На отделении духовых инструментов в дни «Творческого десанта из Казани» были даны показательные уроки по классам флейты и кларнета.

Айнатуллова Ляйсан Илсуровна занималась со студентами и учениками музыкальных школ по специальности «Флейта». Школьники из ДМШ №4, РДМШИ, ДШИ №1, ДМШ №1 (педагоги О.Гарынкина, Е.Евграфова, И. Потапова) получили много полезных советов по насущным проблемам дыхания, постановки рук. Технологическая работа на ранних этапах занимает главенствующее положение. В школьном возрасте сопутствующими проблемами являются моменты организации учебного процесса и домашних занятий, а также психологические задачи: умение слушать, реагировать на замечания, уметь перестроиться по ходу занятий.

Со студентами класса заслуженного работника культуры РМ Подкопаловой Т.К. Анной Тишкиной и Сергеем Завгородним занятия носили более творческий характер: звук, фразировка, эмоциональное наполнение стали центральными. Важны и вопросы трактовки авторского художественного замысла, т.е. интерпретации.

Преподаватель класса кларнета на отделении духовых инструментов, заслуженный работник культуры РМ Василий Геннадьевич Трунин рассказывает:

17 марта состоялся мастер-класс народного артиста Республики Татарстан, профессора Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Гильфанова Альберта Гилемхановича (кларнет). Это событие вызвало огромный интерес среди студентов училища, преподавателей ДМШ и музыкального училища, а также артистов оркестра музыкального театра им. И.М. Яушева.

После краткого вступления, в котором Гильфанов А.Г. рассказал об учёбе и подготовке к поступлению в консерваторию, о своей работе в оркестре оперного театра, он приступил к прослушиванию и работе со студентами училища. Первым выступил Владислав Куранов с концертом К.М.Вебера №1, ч.1. Произведение очень трудное и большое по объёму, требующее от исполнителя полной отдачи. А.Г. Гильфанов обратил внимание всех присутствующих на то, что студенту нужно учиться быстро брать дыхание, облегчить стаккато и прибавить точности в пассажах. Также он показал новую аппликатуру в трудном пассаже.

Следующим был студент Вадим Афонин, он исполнил сонату К.Сен-Санса, 1 и 2 части. 1-я часть была более удачно сыграна. Во 2-й части не получались некоторые переходы, и инструмент «киксовал». Выяснилось, что инструмент у Вадима требует ремонта, и А.Г.Гильфанов дал телефон мастера в г. Казани, где могут сделать хороший ремонт.

Неплохо выглядел дуэт кларнетистов Владислав Куранов – Илья Шамаев, который исполнил концертную пьесу Ф.Мендельсона. Им посоветовали обратить внимание на шестнадцатые в каденции, чтобы исполнять их более чётко. Кроме кларнетистов, профессор слушал исполнителей и на других духовых инструментах.

Гобоистка Ольга Симакова исполнила Вальс М.И.Глинки из оперы «Иван Сусанин». В её игре чувствовалось понимание музыки, но были недостаточно хорошо выучены трели, а также секстоли. Понравился А.Г. Гильфанову тромбонист Владислав Боронин, который исполнил пьесу А.Вивальди Allegro и концерт А.Рейхи №2, ч.2. Мягкий, певучий звук, осмысленная игра понравились всем присутствовавшим, Владислав получил заслуженные аплодисменты. Профессор Гильфанов рекомендовал ему ехать на консультацию в консерваторию. В работе с трубачом Никитой Руссковым профессор обратил внимание на работу дыхательного аппарата, указал на необходимость вырабатывать умение расслаблять его. Саксафонист Антон Антипов исполнил композицию Ж.Ноле «Маленькая латинская сюита», ч.4. В процессе работы с ним уделяли внимание фразировке, добивались более академической манеры звучания.

Затем профессор прослушал кларнетиста Илью Шамаева, обратив внимание на грубоватость атаки звука при исполнении Adagio И.С.Баха, что противоречит стилю композитора.

С большим интересом все присутствовавшие прослушали пьесу М.Фельдмана «Be Happy» в исполнении ученика А.Г.Гильфанова. В целом мастер-класс прошёл интересно, познавательно, был насыщен самой полезной информацией. Это был уже второй мастер-класс профессора в нашем училище. От наших студентов ждём серьёзных систематических занятий, которые приведут к новому качеству исполнения. Надеемся, что отчётный концерт отделения духовых инструментов мы проведём на самом высоком уровне».

А параллельно в малом концертном зале проходили прослушивания студентов специальности «Сольное академическое пение». Провела их заслуженная артистка Республики Татарстан, профессор Варшавская Нина Петровна. В зале создалась «горячая» творческая атмосфера: потрясающая энергетика Нины Петровны зарядила всех присутствующих, профессору удалось прослушать большое число студентов – бывших и нынешних. И не только прослушать, но и поработать, дать ценные профессиональные советы. Рассказывает Елизавета Шадрина, студентка 4 курса (класс Сониной Е.В.): «Нина Петровна дала мне бесценнейший опыт. Мы разобрали произведения из моей выпускной программы, с которой я собираюсь поступать в консерваторию. Я очень рада, что данный мастер-класс помог мне окончательно определиться с моим дальнейшим жизненным выбором: я решила поступать в Казанскую консерваторию и, скорее всего, постараюсь попасть в класс именно к профессору Варшавской Н.П.».

Кроме Елизаветы, Варшавская Н.П. прослушала и поработала над вскрывшимися проблемами со студентами Анастасией Уколовой (класс народной артистки РМ Алышевой Е.В.), Ксенией Карташовой (класс Черновой Е.В.), Екатериной Чекалдиной (класс заслуженного работника культуры РМ Черновой О.А.), выпускниками прошлых лет, готовящимися к поступлению в консерватории Рузанной Ворониной и Андреем Уколовым.

Работа была направлена, главным образом, на вопросы опоры, формирования правильной технологии академического звукоизвлечения, резонации. Все участники отмечают важность полученных знаний, выражают благодарность педагогу.

В целом, в каждом мастер-классе работа проходила очень продуктивно, и все участники сходятся во мнении, что эту практику необходимо продолжать, т.к. она приносит ощутимые, видимые результаты.


Асанова С.Б.


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*