Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Воспоминания об учителе и наставнике

04.03.2022

В год девяностолетия Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова мы с уважением и гордостью говорим о тех людях, которые творили славную историю учебного заведения, уверенно вели его к достижениям и успехам. Среди них Альбина Ивановна Макарова (Буянова) – музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств МАССР, лауреат премий Главы Республики Мордовия, член Союза композиторов России.

Ей посвящает свою статью музыковед, педагог, общественный деятель, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, ведущий научный сотрудник Научного центра народной музыки им. К.В. Квитки, заместитель Начальника управления гуманитарных наук Российского Фонда Фундаментальных Исследований, член Союза композиторов России, член Церковно-общественного Совета по развитию русского церковного пения Московского Патриархата Николай Григорьевич Денисов.

Воспоминания об учителе и наставнике

В 1973 году я поступил в Саранское музыкальное училище. Если быть более точным, то первая попытка поступления была на год раньше, после окончания 8-го класса. Но в 1972 году в училище не было набора на теоретическое отделение. Моя предполагаемая учеба в музыкальном училище была отложена на один год. Я окончил 9 класс Зубово-Полянской средней школы и направился на учебу в училище. Вступительным экзаменам предшествовали консультации. Их было много. В основном они были индивидуальными. Непосредственно же перед экзаменами консультации проводились для всех абитуриентов, которые подали документы. Чаще всего проверяли наш слух: мы должны были узнавать интервалы и аккорды, писали диктанты. И вот одну из консультаций пришла проводить Альбина Ивановна Макарова. Эта консультация была совершенно иной. Её суть заключалась в проверке эрудиции поступающих. Альбина Ивановна показывала репродукции картин и спрашивала фамилии художников, спрашивала о писателях, о том, какие   их произведения мы читали. По окончании консультации я получил хвалебный отзыв о своих знаниях. Затем начались экзамены, и последовало мое зачисление в училище.

1 сентября 1973 года. Солнечный день. Я прихожу в училище. Никого не знаю. Новые люди, новые педагоги. Я оторван от дома, впервые живу на квартире. Надо думать где покушать, что приготовить. Ломка жизни, понятий, представлений. Чужой город, в котором нет родных и близких. Психологически - это был стресс и ломка организма. Другое дело, что все это оказалось полезным. Когда через четыре года, в 1977 году, я поступил в Москву, в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, для меня все было привычно. А многие мои новые однокурсники впервые переживали то, что я когда-то прошел в Саранске.

Возвращаюсь к училищу. В первый день было общее собрание теоретического отделения. Кумиром для меня тогда являлся композитор Г.И.Сураев-Королев. О нем рассказывали в музыкальной школе. Его музыка звучала по радио. Нас, собравшихся студентов, поздравляли с началом учебного года. Среди выступавших была и Альбина Ивановна, которую представили как заведующую теоретическом отделением. В отличие от всех, она говорила не сидя: встала и начала ходить. По осанке, по тому, как этот человек смотрел на нас и говорил, заведующая отделением напомнила мне выдающегося политического деятеля той эпохи, премьер-министра Индии, знаменитую Индиру Ганди. В ее словах, помимо поздравлений, слышались интонации некоего начальника. Поздравив с началом учебного года, обратившись к первокурсникам, она сказала, что надо учиться хорошо, так как «в конце года будем отчислять». Я испугался и подумал, что буду отчислен первым. Некое напряжение разрядила тогда Нина Михайловна Ситникова.

Началась учеба. Так получилось, что я не мог попасть по фортепиано к педагогу с этого отделения. И тут Альбина Ивановна стала моим преподавателем. По привычке, принятой в детской музыкальной школе, я приходил на каждый урок в расчете, что я что-то должен был выучить дома, принести и показать учителю. Но в училище была уже другая система. Студент мог долго работать самостоятельно, а педагог время от времени проверял осуществленное. Когда Альбина Ивановна являлась на занятия, то обычной проверки домашнего задания не было. У нас начинались беседы. Точнее, я стал получать знания: о композиторах, об исполнителях, о разных ученых… Она стала говорить, как надо учиться музыке. На одной из первых встреч Альбина Ивановна рассказала мне о знаменитом Альберте Швейцере, что это был за человек, как он жил, как постигал науку. Более того, она принесла мне книгу о нем из серии ЖЗЛ. Я начал ее читать. Была большая нагрузка по учебе и чтение продвигалось медленно. Жил я на квартире. Чтобы получить класс в училище для занятий, надо было вставить в 4- 5 утра. Должен сразу сказать, когда я в настоящее время рассказываю об этом своим студентам консерватории, они поверить в подобное не могут.

Итак, надо было вставать рано утром, идти в училище и заниматься. А в этом возрасте очень хочется спать. Для меня весь первый год училища был ломкой всего организма. Но в конечном итоге, я прочел книгу об Альберте Швейцере. В тот период жизни, при юношеском максимализме, этот человек стал для меня своего рода кумиром. Любовь к этой фигуре, к деятельности этого музыканта, философа, органиста, врача, я пронес через всю жизнь. Уже в Республиканской библиотеке им. А.С. Пушкина г. Саранска я стал следить за выходом всех книг о Швейцере. Здесь нужно учесть и то, что освоение   книги совпало с изучением музыки Баха по музыкальной литературе. Для Альберта Швейцера же композитор Бах был кумиром. Он не мог прожить дня, не поиграв его музыку. Возможно, все это явилось неким ореолом, который окутал мое пребывание в училище, постижение мира музыки, вдохновлял меня, помогал. И, надо сказать, свою преданность великому Швейцеру я сохраняю до сих пор. В чем это выражается. Если мне попадается старательный, талантливый ученик, я, по примеру Альбины Ивановны, рассказываю ему о Швейцере заставляю всех читать книгу из серии ЖЗЛ. Благо, сейчас она есть в интернете. Но что интересно. Никто из современных студентов не знает имя этого человека, и я являюсь первым, кто им о нем рассказывает.

Вот эта книга о Швейцере, музыка Баха, доскональное изучение теоретических предметов, включая элементарную теорию музыки помогли мне пережить первый курс. Но, хочу добавить, помогают до сих пор. Почему я вспомнил про элементарную теорию музыки. Сколько я преподаю музыку, столько же лет сталкиваюсь с тем, что ученики, музыканты ВУЗов, порой не знают элементарных вещей по теории музыки. Чаще всего это видно, что им никто не говорил и не учил, как правильно писать штили над нотами. После моих вопросов выясняется, что они не изучали предмет элементарная теория музыки.

Обучение фортепиано у Альбины Ивановны продолжалось весь первый курс. На следующий год она хотела передать меня ведущей пианистке училища Инне Сергеевне Кобозевой. Но оказалось, что вся нагрузка у нее была заполнена. Начался второй год обучения. Если не ошибаюсь, я играл какой-то цикл Баха. В конце первого семестра Альбина Ивановна решила провести выступление теоретиков второго курса в 1-й музыкальной школе Саранска. Это было мое первое и единственное в жизни выступление как пианиста. Перед началом концерта было ее вступительное слово. Учащимся школы она рассказала о профессии теоретиков, называла имена выдающихся музыковедов, которые свои лекции демонстрировали собственной игрой. Потом был наш концерт. Он прошел блестяще. И сейчас, спустя много лет, могу сказать, что я остался доволен своей игрой. На третьем курсе по фортепиано я учился уже у Инны Сергеевны Кобозевой.

Но… с первого курса мое общение с Альбиной Ивановной было тесным. Она знала о проблемах бытовых, помогала с врачами…. Однако, всегда в объекте внимания наших бесед была музыка, наука, перспектива моей жизни.

Что меня удивляет до сих пор. Я был из провинции, из простой семьи. Порой, мне не хватало такта… на разных курсах делал неправильные вещи…. Меня удивляло в этом человеке умение прощать ученику его ошибки, которые он совершает, в первую очередь, по своей молодости и невоспитанности. Должен сказать, что я в общении со студентами делать этого не умею. Я не только их ругаю, но и обижаюсь, затаиваю обиды.     Альбина Ивановна была другой. Вот в чем мудрость этого человека!

На 3-м курсе она стала преподавать нам Русскую музыку. Ее занятия отличались от всего того, что было до этого. Это не были лекции, на которых педагог что-то начитывает, а студент безудержно пишет, чтобы потом пересказать на экзаменах. Она читала лекции пространно, с эстетическими выкладками, в контексте исторических событий. Однажды у курса вышло недоумение по этому поводу. Помню ее слова, сказанные нам: «Я не хочу, чтобы вы зубрили. Я хочу, чтобы вы научились понимать музыку и уметь ее анализировать».

Что касается моего обучение у этого педагога в целом. Похвал я слышал много. Не стоит на этом останавливаться. Но были веские замечания, которые я запоминал. Один раз было дано задание: в письменном виде изложить какую-то тему. Когда мы сделали эту работу, Альбина Ивановна анализировала каждую из них. Дала оценку моей письменной работе. В конце сказала: «Говорите Вы гораздо лучше, чем пишете». Это являлось и является абсолютной истиной.    

Мое общение и обучение с Альбиной Ивановной были тесными на всех курсах. Она целенаправленно вела меня к поступлению в ВУЗ. Но еще раз хочу подчеркнуть - это было не обычное обучение учителем ученика. Рассматривая в общении каждую тему, каждого композитора, каждое сочинение, я получал багаж знаний, которые поднимали мой профессионализм. Но всегда был другой, более важный аспект - каждая встреча являла собой обучение меня жизни. Вот что заложил во мне этот человек. Подобное встречается нечасто между учителем и учеником.

Одной из судьбоносных явилась беседа с педагогом весной 1975 года. Альбина Ивановна уезжала в Москву на повышение квалификации в Институт имени Гнесиных. После возвращения, при первой встрече в училище, она мне заявила, что надо готовиться на учебу в Москву. Я тогда это воспринял несерьезно, как неведомую, неосуществимую мечту. Не поверил в это. Но, как показала жизнь, напутствие оказалось пророческим…. Оставшееся время учебы в училище были посвящены как раз этому - подготовке, поступлению в один лучших ВУЗов страны и мира. Об этом можно писать целую отдельную историю.   Приведу только один пример. После удачного зачисления в Гнесинский институт, я приехал в Саранск и встретился с Альбиной Ивановной. Мы говорили об экзаменах, о тех вопросах, на которые приходилось отвечать, о том, что ждет меня в неведомом заведении. И тут она дала один совет: «Коля, если возникнут конфликты с кем-либо, не надо тратить время на вражду, ссоры и желание победить. Лучше отойти от этого человека Жизнь сама его вразумит». Истина в последней инстанции!!!

Может невольно возникнуть вопрос: зачем все это делала Альбина Ивановна? Вот учится студент. Он, казалось бы, сам должен решить поступать ему учиться дальше или идти работать. Не стану отвечать на поставленный вопрос. Ответ на него очевиден…

Так случилось, что годы, проведенные в Саранском музыкальном училище, стали лучшими в моей жизни. Здесь   открылся волшебный мир музыки, здесь были заложены профессиональные навыки, и, что очень важно, здесь я у всех и во всем находил поддержку. Именно благодаря поддержке педагогов шел мой профессиональный рост. В других местах этого не было.

С того времени прошло много десятилетий. Но Саранское музыкальное училище остается в памяти путеводной звездой.

Я отдаю должное всем педагогам. Но так случилось Божьим промыслом, что мне встретился педагог… а точнее, больше чем педагог - мудрый наставник, вдохновитель, помощник и дорогой человек - Альбина Ивановна Макарова.
Мои воспоминания можно наполнять всевозможными цитатами мудрецов, поэтов, писателей, философов. Я не буду этого делать. Я все сказал простыми словами, как мог.

Но… никакие слова не выскажут то, что живет в душе человека, который помнит того, кто принес ему добро!


Н.Г. Денисов

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*