Альбине Ивановне Макаровой (Буяновой) – 85!
Альбине Ивановне Макаровой (Буяновой) – 85!
В год девяностолетия Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова мы с уважением и гордостью говорим о тех людях, которые творили славную историю учебного заведения, уверенно вели его к достижениям и успехам. Среди них Альбина Ивановна Макарова (Буянова) – музыковед, педагог, заслуженный деятель искусств МАССР, лауреат премий Главы Республики Мордовия, член Союза композиторов России.
Сегодня, 3 марта 2022 года, Альбина Ивановна Макарова отмечет прекрасный юбилей – ей исполняется 85 лет!
«Яркий представитель «шестидесятничества», свято верящий в абсолютную, как воздух, необходимость искусства, музыки и музыкального просвещения», – так написала о своем педагога преподаватель музыкального училища, музыковед Александра Николаевна Рязанова.
Более 50 лет (с 1963 по 2015) Альбина Ивановна Макарова преподавала теоретические дисциплины в Саранском музыкальном училище, и без малого 40 лет она была заведующей теоретическим отделением. За эти годы отделением было подготовлено двести молодых специалистов – преподавателей теоретических дисциплин, которые сегодня работают во всех районах республики и в Саранске, в том числе в нашем училище, во многих городах нашей страны и далеко за ее пределами. Получив высшее специальное образование в консерваториях или других специализированных вузах, они занимаются научно-исследовательской, исполнительской, композиторской деятельностью, преподают в вузах и ссузах, работают в филармониях, сотрудничают в интернет-проектах, имеют кандидатские и докторские ученые степени, почетные звания заслуженных деятелей искусств, народных артистов. Астрахань, Казань, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Дублин (Ирландия), Дюссельдорф (Германия)…Это далеко не полный перечень городов, где трудятся выпускники теоретического отделения Саранского музыкального училища.
Направляя работу всего отделения, А. И. Макарова была причастна к судьбе каждого студента. В заветной тетрадке красивым ровным и четким почерком были записаны фамилии всех выпускников отделения, год выпуска, места их учебы и работы. В зоне внимания заведующей всегда были их профессиональные и личные судьбы. Недаром дирижер Светлана Сергеевна Молина назвала Альбину Ивановну Макарову «главным садоводом» мордовского музыковедения, подчеркивая ее огромный вклад в дело любовного взращивания и формирования музыковедческого «древа» в республике.
Учениками А. И. Макаровой (Буяновой) были Н. М. Ситникова, Т. В. Буянова, Н. В. Кошелева, Ген. Г. Сураев-Королёв, Н. Г. Денисов, А. Ф. Генералова, М. П. Миронова, А. Н. Рязанова, Т. В. Кезина, Т. В. Кислякова и многие-многие другие. Среди ее воспитанников не только теоретики – довольно долго она вела курс анализа музыкальных произведений в группах исполнителей, и особенно любила работать с пианистами. И всегда педагог Альбина Ивановна Макарова пользовалась огромным уважением учеников, была образцом педагога - теоретика и по сей день остается авторитетом для коллег.
Однако ее путь в профессию был совсем не прост и не прям.
Она родилась в семье учителей. Интересно, что в тот год, когда Альбина Макарова появилась на свет, Мордовское музыкально-драматическое училище готовило свой первый выпуск – выпуск 1937 года. И в этом совпадении можно усмотреть некий знак судьбы.
Отец Иван Семёнович занимал солидные посты – сначала директора школы, затем начальника школьного управления Наркомпроса Мордовской АССР. Он в августе 1941 года ушел н фронт и погиб в январе 1944 года. Мама Ольга Трофимовна была учительницей начальных классов – и первой учительницей дочери. В семье была воспитана тяга к знаниям и заложена мысль о необходимости служить высоким целям. Мама привила маленькой дочери любовь к музыке, приводя ее с собой на репетиции самодеятельного вокального ансамбля при Доме учителя, посещая вместе с ней оперные спектакли. Приобщение к искусству продолжилось учебой в музыкальной школе – единственной в городе. Альбина Ивановна помнит яркие впечатления от уроков музыкальной литературы, на которых преподаватель А. М. Брагинский (в прошлом концертмейстер Большого театра) восхищал учеников, блестяще исполняя наизусть огромные фрагменты из изучаемых произведений! А еще школьница Альбина Макарова посещала хореографический кружок и исполняла первые партии в постановках.
Окончив школу с золотой медалью, она оказалась перед сложным выбором: для медалистов были открыты двери любых вузов страны, поступить туда можно было по собеседованию. Отвергнув медицину и географию, Альбина Ивановна выбрала историко-филологический факультет Мордовского университета. Но вскоре стало понятно, что с выбором она ошиблась – учеба не приносила радости, на душе становилось все хуже. Она в одночасье бросает университет. А подсказкой для выбора верного пути послужит воспоминание о концерте пианистки В. Н. Рупышевой: вот, оказывается, чего ей не хватало в учебе – поэзии, красоты и возвышенности музыки!
Альбина Ивановна всегда с благодарностью вспоминает Леонтия Петровича Кирюкова – именно он помог ей оказаться среди студентов фортепианного отделения музыкального училища в тот же год. Позже личность и творчество Кирюкова станут важной темой работ музыковеда Макаровой.
В училище ее педагогом по специальности был П. К. Прейс. Под его руководством пианистка Макарова добилась огромных успехов: окончив училище с отличием, она могла поступить в консерваторию на фортепианный факультет. Но преподаватель теоретических дисциплин Б. С. Урицкая (ученица Б. В. Асафьева) настоятельно рекомендовала ей выбрать историко-теоретический факультет.
В Казанской консерватории Альбине Ивановне довелось учиться у выдающихся музыкантов Я. М. Гиршмана, Г. И. Литинского, Ю. В. Виноградова, А. Г. Корсунской. Студенческие годы пришлись на время «оттепели» – они были наполнены музыкальными, поэтическими, театральными впечатлениями, постижением сути профессионализма и осознанием своего предназначения. Дипломную работу Альбина Ивановна посвятила изучению жизни и творчества Л. П. Кирюкова.
Вернувшись в 1963 году в родной Саранск, Альбина Ивановна Макарова активно включилась в те процессы, которые происходили в музыкальной культуре Мордовии. Она начала педагогическую деятельность в музыкальном училище, преподавая разные дисциплины – музыкальную литературу, теорию музыки, гармонию и … фортепиано. Ее учениками в классе фортепиано были Т. В. Буянова, Н. М. Ситникова, Т. В. Кислякова, Н. Г. Денисов, А. Ф. Генералова, Г. Г. Сураев-Королёв. Со временем определился самый любимый предмет – анализ музыкальных произведений, который она вела и у теоретиков, и у исполнителей. «Этот предмет – действительно, что-то исключительное!» - говорила А. И. Макарова в одном из интервью – «Все время можно «лавировать», маневрировать…. У меня была одна группа, когда мы успевали выполнить пять заданий во время одного урока!»
В начале 70-х А. И. Макарова возглавила теоретическое отделение. На посту заведующей она продолжила традиции, заложенные предшественниками. В свое время Л. П. Кирюков, осознавая острый дефицит композиторских кадров в Мордовии, активно искал студентов, обладающих таким даром. Беспокойство за кадры отличало и работу А. И. Макаровой: постоянные контакты с директорами музыкальных школ, преподавателями – теоретиками позволяли обеспечивать набор студентов на самую сложную специальность. Но на этом не заканчивалось участие Альбины Ивановны в их судьбах. Многие студенты благодарны ей за точные и вовремя данные советы, определившие их путь в профессии. Ей удалось в самом начале пути увидеть громадный потенциал Николая Григорьевича Денисова – ему посвящена недавняя публикация Альбины Ивановны на сайте Саранского музыкального училища.
В подборе педагогических кадров она следовала завету З. Г. Мизерской: дать педагогу приобрести опыт на общих курсах, прежде чем он начнет работать с группами теоретиков. В преподавателях теоретического отделения А. И. Макарова хотела видеть сочетание профессионализма с творческим потенциалом. Как руководителя ее интересовал результат – качество подготовки теоретика по всем музыкальным предметам. Поэтому в числе преподавателей - единомышленников наряду с теоретиками Т. В. Буяновой, И. А. Галкиной, А. Ф. Генераловой, М. В. Голубчиковой, А. Н. Рязановой, Н. М. Ситниковой, С. Я. Терхановым она называет дирижера С. С. Молину, пианистов Л. Г. Стеньшину, Л. А. Кубытеву, Т. Г. Батенкову. В работе старалась давать коллегам свободу, не давить, а поддерживать творческие начинания. Так появились постановки опер, театрализованные представления, которые организовывала с учениками Альвина Федоровна Генералова.
Созвучны мыслям А. И. Макаровой о том, что теоретикам не хватает исполнительской сценической практики, оказались слова, сказанные как-то Я. М. Гиршманом: «Как хорошо, если запоют теоретики!». И эта мечта воплотилась в организации камерного хора теоретического отделения «Гармония». Хор пользовался огромной популярностью у профессионалов и любителей музыки, за 20 лет существования он снискал славу высокопрофессионального коллектива, способного исполнить произведения любой сложности.
Интенсивная научно-исследовательская деятельность А. И. Макаровой началась статьями об основоположниках мордовской профессиональной музыки Л. Кирюкове и Л. Воинове, главами в учебнике «История музыки народов СССР».
Затем были аналитические статьи, посвященные проблемам национального музыкального искусства, творческие портреты композиторов Мордовии следующих поколений Ген. Сураева-Королёва, Г. Вдовина, Н. Кошелевой, Н. Митина.
Очерки, рецензии, корреспонденции печатались на страницах республиканских, а потом и российских газет и журналов - «Молодой ленинец», «Советская Мордовия», «Известия Мордовии», «Мокшень правда», «Российская музыкальная газета», «Волжская коммуна».
В 1978 году А. И. Макарову (Буянову) приняли в Союз композиторов России.
Она становится одним из ведущих музыковедов Мордовии. Размах ее деятельности огромен. Она ведет активную просветительскую работу: выступает с лекциями в Саранском городском университете культуры, готовит телевизионные и радиопередачи, концерты и лекции о молодых композиторах Мордовии. Ее материалы публикуются в журналах «Советская музыка», «Музыкальная академия», «Музыка России», «Странник» и др. Музыковед выступает с докладами на конференциях, исследует актуальные вопросы национальной музыкальной культуры, композиторского творчества, анализирует новые произведения, рецензирует концерты. И во всех ее работах проявляются глубина и основательность раскрытия темы, тонкая наблюдательность, аргументированность выводов, острота ума.
Самые крупные труды А. И. Макаровой (Буяновой) посвящены музыкальной культуре Мордовии и любимому предмету: статьи в сборнике «Народные певцы и композиторы Мордовии», редактором которого она является; две монографии – «Леонтий Петрович Кирюков: очерк жизни и творчества. Материалы. Воспоминания»», «Леонид Иванович Воинов: жизнь и творчество в материалах и документах», написанные в соавторстве с молодыми коллегами – музыковедами; «Страницы разных лет», «Фридерик Шопен. Ноктюрны. Структурный анализ». Эти книги востребованы в учебной практике и в научно - исследовательской работе.
В 2015 году Альбина Ивановна завершила свою педагогическую деятельность, но продолжает напряженную творческую работу. По ее инициативе и при активном содействии были организованы два концерта из произведений композитора Михаила Душского, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Она публикует в музыковедческих журналах исследовательские статьи, рецензирует книги, делится личными воспоминаниями о музыкантах, связанных с Мордовией, о событиях, свидетелем которых она была. В журнале Казанской консерватории «Музыка. Искусство, наука, практика» в 2016 году опубликована статья о балете Н. В. Кошелевой «Алёна Арзамасская», в 2018 – сборник статей и воспоминаний «Убеждён в нерасторжимости уз, соединяющих учителей и учеников…». А. И. Макарова рецензент двух книг Н. М. Ситниковой – «Музыка сцены. Страницы истории музыкального театра Мордовии» (2013) и «Теория музыки и музыка теории: записки педагога» (2021).
Очень хорошо сказала об Альбине Ивановне А. Н. Рязанова: «Живя духовными интересами, перечитывая любимого Чехова, не оставляя своих забот «о братьях наших меньших», она, кажется, парит над бытом и над миром».
Мы поздравляем Вас, уважаемая Альбина Ивановна, с юбилеем и желаем крепкого здоровья, благополучия и новых творческих достижений!
М. В. Голубчикова
А теперь – слово ученикам Альбины Ивановны Макаровой.
- С Альбиной Ивановной Макаровой я познакомилась, будучи студенткой теоретического отделения Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова в 1990-м году. Мне она всегда казалась строгой, принципиальной, требовательной – именно такой, какой я и представляла себе педагога теоретического отделения. К тому же Альбина Ивановна была заведующей отделением.
Вспоминая те годы, могу сказать, что так случилось, что Альбина Ивановна в большой степени определила мою дальнейшую судьбу в профессии.
Приехав на прослушивание в училище перед поступлением, я сразу направилась к ней. Теорию, сольфеджио любила еще в школе, и мечтала о поступлении именно на теоретическое отделение.
Альбина Ивановна, узнав, что у меня за плечами всего 2 класса музыкальной школы, посчитала мою подготовку по теоретическим дисциплинам недостаточной и отправила «прослушаться» к дирижерам. Прослушивание прошло удачно, мне посчастливилось пообщаться со Светланой Сергеевной Молиной, которая пригласила меня учиться в ее классе. На радостях я уехала в свой родной город и стала ждать 1 сентября, чтоб приехать на учебу уже студенткой дирижерско-хорового отделения.
Но этого не случилось. Вскоре после моего отъезда мне поступило предложение от Альбины Ивановны поступать на отделение теории музыки. Дирижерскую специальность мы, студенты – теоретики, тогда все равно получили. Но именно личное вмешательство Альбины Ивановны осуществило мою мечту стать музыкантом – теоретиком, о чем я, безусловно, не жалею, более того, благодарна Учителю.
Масштаб личности музыковеда – исследователя, педагога Альбины Ивановны Макаровой мне удалось оценить позже, когда я сама стала преподавателем. В 2018 году мне посчастливилось представить ее сборник статей и воспоминаний «Убежден в нерасторжимости уз, соединяющих учителей и учеников». Общаясь с Альбиной Ивановной по поводу книги, я ловила себя на мысли, сколько в ней энергии, новых замыслов и трепетного, внимательного отношения к выбранной когда-то профессии. Таких людей, к сожалению, немного… Хочется пожелать Альбине Ивановне успехов, здоровья, долголетия, радости творчества и всего самого наилучшего!
Музыковед Наталья Родина
студентка А.И. Макаровой 1990-1994 гг.
- Мое обучение на фортепианном отделении Саранского музыкального училища проходило в обычном режиме – зачеты, экзамены, концерты, неудачи и достижения – обычный учебный процесс по накатанной. Но на третьем курсе русскую музыкальную литературу у нас, пианистов, стала вести Альбина Ивановна Макарова. Запомнилось ее стремление заставить нас думать и работать так, как это делают теоретики – аналитически. Кому-то это было в тягость, мне же – хотя и непривычно, но удивительно интересно.
Сегодня, по прошествии многих лет, события и люди видятся в ином ракурсе. Альбина Ивановна на теоретическом отделении, которым она руководила без малого 40 лет, являлась не просто педагогом-теоретиком, музыковедом. Профессиональный авторитет Макаровой в республике огромен и заслужен. Ее острый ум выделял главное не только в событиях, но и в людях. Она подмечала характерные черты студента с прицелом на перспективу, на его профессиональный рост, а затем по необходимости подсказывала, направляла в нужном направлении.
Именно так произошло и со мной. В годы моей учебы в Саранском музыкальном училище она во мне видела больше теоретика, нежели пианистку. И, в общем-то, как показало время, оказалась права. Сегодня я благодарна Альбине Ивановне за то, что она помогла выбрать верное направление моего профессионального пути, который, наверно, не состоялся бы без нее так, как состоялся.
С Днем Рождения, Альбина Ивановна! Творческого долголетия и крепкого здоровья!
Ваша ученица – музыковед-теоретик, председатель ПЦК «Теория музыки» Ольга Александровна Потехина