Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Проект «Издательская деятельность Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова» Нина Ситникова. «Теория музыки и музыка теории: записки педагога» (Саранск, 2021)

19.01.2022

Проект «Издательская деятельность

Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова»

Нина Ситникова. «Теория музыки и музыка теории: записки педагога» (Саранск, 2021)

Рождение новой книги – это всегда важное культурное событие. А хорошая книга – это настоящий праздник и для автора, и для читателей. Сегодня мы рады представить вашему вниманию новую книгу музыковеда, заслуженного деятеля искусств Мордовии Нины Михайловны Ситниковой «Теория музыки и музыка теории: записки педагога».

Музыковед, педагог, историк театра, автор и ведущая телепрограмм и радиопередач, музыкальный и театральный критик – все это гармонично сочетается в одном человеке – Нине Михайловне Ситниковой. 2021 год юбилейный для Нины Михайловны. Красивая дата в жизни – 75 лет, солидная дата в истории музыкального образования Республики Мордовия – 90-летие со дня основания Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова, которому Нина Михайловна отдала без малого 60 лет.

Нина Михайловна Ситникова – заслуженный деятель искусств МАССР, лауреат Премий Главы РМ, член Союза композиторов и Союза театральных деятелей России. Она автор книги для школьников «От песни до симфонии, или Давайте слушать музыку!», первого учебника по национальной музыке «Музыка Мордовии», сборника «Страницы музыкальной истории», монографии «Музыка сцены», нескольких сотен статей в газетах, журналах, энциклопедиях и справочниках, которые посвящены развитию профессиональной музыки и музыкально-театральной культуры республики.

Работы Н.М. Ситниковой отличаются глубиной суждений, умением автора определить место отдельного явления во всем сложном и многообразном процессе развития национальной культуры. Нине Михайловне свойственны широта взгляда, заинтересованное внимание к поискам в искусстве, необыкновенная чуткость к таланту.

Статьи Ситниковой – образцы публицистического жанра, сочетающие просветительские элементы с исследовательскими, в тесной связи с литературным даром, еще одной сильной ее стороной.

Ситникова-педагог – отдельная тема для разговора. «Гореть» в профессии, отдавая не только знания, но и всю себя без остатка ученикам – это о Нине Михайловне.

В год своего «бриллиантового» юбилея Нина Михайловна решилась на издание еще одной книги. «Теория музыки и музыка теории: практическое освоение материала музыкально-теоретических дисциплин в творческих работах учащихся. Записки педагога» (Саранск, 2021) – своего рода обобщение многолетнего педагогического опыта и подарок к юбилею родного музыкального училища.

***

Пособие «Теория музыки и музыка теории: практическое освоение материала музыкально-теоретических дисциплин в творческих работах учащихся» не первый методический труд педагога-теоретика Н.М. Ситниковой. В 1986 году вышла в печать работа «Развитие творческих способностей на занятиях музыкально-теоретического цикла». В 1988 – методическая разработка для преподавателей средних специальных учебных заведений «Некоторые приемы развития творческих способностей на уроках гармонии». Пособие было удостоено Диплома I степени IV Всероссийского смотра методической работы преподавателей учебных заведений культуры и искусства.

«Теория музыки и музыка теории» — новая внушительная работа Нины Михайловны. Она включает в себя не только методические заметки опытного педагога. Самое значительное место в ней занимают творческие работы ее учеников – сочинения по дисциплинам «Гармония», «Полифония», «Композиция» – почти 80 произведений, написанных в разные годы студентами теоретического, фортепианного, дирижерско-хорового отделений училища.

Редактор пособия – музыковед, заслуженный деятель искусств Республики Мордовия, лауреат Премий Главы Республики Мордовия Альбина Ивановна Макарова – подчеркивает основной принцип методики автора: сочинение собственных музыкальных образцов «служит не только наиболее полному овладению теоретическим материалом, но и позволяет осознанно использовать профессиональные знания, полученные на уроках по другим предметам и занятиях по исполнительским специальностям, помогает при анализе произведений художественной литературы. В то же время такая деятельность способствует раскрытию индивидуального творческого потенциала учащегося».

В свете сказанного нельзя не процитировать выдающегося музыкального теоретика современности Ю.Н. Холопова. В своем исследовании «Гармония. Практический курс» он заключает: «Музыку нельзя постигнуть словесно, к ней надо «причаститься». Еще раньше о том же просто и ясно сказал Римский-Корсаков: «В искусстве надо не только знать, но и уметь». Эти слова стали эпиграфом к книге.

Студенты педагога Н.М. Ситниковой имели счастливую возможность быть причастными к освоению сложного теоретического материала через собственное творчество. За годы учебы у каждого набирался достаточно солидный портфель собственной музыки разной степени трудности. Увидеть свое сочинение на страницах такого серьезного издания как «Теория музыки и музыка теории» Н.М. Ситниковой – большая честь. И нельзя не сказать, что публикация студенческих работ – первый случай в России!

Издание адресовано преподавателям музыкальных учебных заведений разного уровня и имеет четкую практическую направленность. Материал, опубликованный в пособии, может быть применен в заданиях по элементарной теории музыки, гармонии, полифонии, в рамках специальных семинаров (по современной музыке, гармонии и композиции), в курсе музыкальной формы.

***

Зачастую теория музыки воспринимается учениками исключительно как сухие правила, не совсем понятные в плане применения к «живой» музыке. Это порождает у начинающих музыкантов представление о музыке как о чем-то сложном, трудном для понимания. «Видимо, – замечает в своей книге Н.М. Ситникова, – превалирует убеждение, что «настоящая» музыка и «учебная» далеки друг от друга».

Основная мысль книги Н.М. Ситниковой «Теория музыки и музыка теории» – соединение музыкально-теоретических учебных дисциплин с практикой музицирования. Она убеждена, что это обеспечивает оптимальное средство воспитания музыкального мышления студентов в разных видах музыкальной деятельности. «Сущность методики творческих заданий, – резюмирует Нина Михайловна, – сконцентрировать собственные способности учащегося и приобретаемые им знания, чтобы более или менее самостоятельно создать произведения в соответствии с тем или иным изучаемым материалом». «Целесообразность такой работы, – подчеркивает автор, – никогда не вызывала и не вызывает вопросов».

В своем пособии педагог делится бесценным опытом, дает развернутые пояснения-рекомендации по созданию «творческой проекции» конкретного, отдельного взятого теоретического явления. Методические заметки к каждому разделу книги содержат краткий теоретический экскурс в историю той или иной учебной дисциплины музыкально-теоретического цикла и подробные пояснения к сочинениям студентов.

Тон повествования педагога, к большой радости читателя, не всегда научно серьезен. В тексте часто можно увидеть восклицания, прочесть интонацию удивления, восхищения. Влюбленная в свою профессию, в свой «предмет» Нина Михайловна даже к названию книги подошла творчески. По замечанию редактора А.И. Макаровой, «в оригинальном названии книги «Теория музыки и музыка теории» можно узнать известный в полифонии прием горизонтальной инверсии». В этом вся Нина Михайловна!

Во вступительном разделе книги «Ученики об Учителе» опубликованы впечатления-воспоминания некоторых студентов класса Н.М. Ситниковой о занятиях с педагогом. В каждом из них – уважение, благодарность Учителю.

В первом разделе исследования автор подчеркивает значимость таких дисциплин как «Элементарная теория музыки» и «Гармония». «Именно здесь, – уточняет автор, – учащиеся должны получить наиболее обобщенные, и, в то же время, конкретные теоретические и практические знания, касающиеся всех средств музыкальной выразительности, так как гармония всегда выступает в единстве с формой, мелодикой, метроритмом, фактурой и т. д.».

Здесь же обосновывается необходимость такого вида упражнений за фортепиано как импровизация. Свои выкладки автор подтверждает точкой зрения авторитетных музыкантов прошлого – Н.А. Римского-Корсакова, Б.В. Асафьева, М.Ф. Гнесина, ссылается на мнение авторов базовых учебников по гармонии. На страницах раздела автор дает своеобразный мастер-класс по применению в учебном процессе тех или иных творческих форм работы: «Эти пьесы назовем прелюдиями, так как жанр и характер прелюдий в европейской музыке бесконечно разнообразны». И действительно, сочинения, вошедшие в раздел – разноплановый как по жанрам, так и по исполнительскому составу.

Марш, элегия, танго, музыкальный момент, вальс, ноктюрн, песня без слов, болеро, сменяя друг друга, играют яркими красками, подобно разноцветным стеклышкам калейдоскопа. Но, в то же время, в числе задач, стоящих перед сочинением – обязательное использование тех гармонических средств, которые изучаются на конкретном уроке.

Во втором разделе книги предоставляется возможность познакомиться не только с авторской программой Н.М. Ситниковой для музыкального училища «Полифония», в которую она включила   изучение, и сочинение фуг и другой полифонической музыки не только в «баховском стиле», но и стилях последующих эпох. И даже с использованием отдельных национальных стилей! Поэтому в книге есть пошаговый метод сочинения фуги   на тему русской народной или мордовской песни. Темой фуги студентов могла стать любая известная мелодия, в том числе джазового типа. Финальным же аккордом в сочинительстве этой самой сложной полифонической формы становится фуга «в духе» композиторов XX-XXI столетий: Хиндемита, Шостаковича, Щедрина и других.

Создание фуг в разных стилевых направлениях, пожалуй, самый сложный пласт сочинительства, требующий не только знаний в области полифонических приемов, но и требующий предварительного изучения специфики русского и мордовского фольклора, особенностей стилей композиторов.

«Достаточно значительная по трудности творческая задача почти всегда вызывала у учащихся не только чувство необходимости выполнения конкретного задания, но и желание привнести в свою деятельность индивидуальные черты», – не без гордости замечает Нина Михайловна.

Многие произведения раздела, написанные в учебных целях, впоследствии неоднократно исполнялись с большой сцены камерным хором теоретического отделения «Гармония» (руководитель С.С. Молина), в отчетных концертах училища, привлекая внимание не только слушателей, но и музыкальных критиков.

Заключительный раздел книги посвящен еще одной интереснейшей категории музыковедения и музыкальной эстетики – Композиции. Предметно к этой форме деятельности Нина Михайловна подошла в последнее десятилетие своей творческой деятельности.

Нужно сказать, что она сама – автор большого количества сочинений-импровизаций разных форм, жанров и «настроений» (это одна из ее излюбленных сфер самовыражения в минуты отдыха). Занятия композицией предполагают индивидуальные формы работы со студентами, и не каждый из них способен стать композитором, или хотя бы попытаться это сделать. Потому представленных в третьем разделе книги творческих работ учащихся меньше, нежели в предыдущих двух разделах пособия. Для сравнения – 30 сочинений в разделе «Гармония», 36 в разделе «Полифония» и лишь 12 в разделе «Композиция». Штучные экземпляры! И, пожалуй, самые дорогие сердцу Нины Михайловны, ее гордость.

Не будучи композитором по диплому, педагог Ситникова и в этом вопросе большой мастер. Освоение средств «новой» музыки, а именно это направление более всего представлено в третьем разделе книги, осуществляется в неразрывном единстве с дисциплиной «Современная гармония», изучаемой только на 4 курсе отделения «Теория музыки». Тем не менее, в числе авторов композиций и студенты фортепианного отделения училища. Их работы, вышедшие из-под пера под чутким руководством преподавателя, стали многократными победителями профессиональных конкурсов, олимпиад и фестивалей разных уровней.

Сочинения для подготовленного рояля, разносоставных ансамблей (в том числе для колокольчиков, электрогитары, голоса); преобладание циклических программных опусов с «говорящим» жанровым подтекстом: поэма, фантазия, три монолога, тонкие воплощения чувств человека и картин природы; да и сами названия произведений «Коды времени», «Мгновения вечности», «Из бездны – к Солнцу» и другие, еще до прослушивания цепляют внимание, заставляют задуматься…

***

Первое впечатление, когда берешь в руки книгу – она создана, чтобы стать подарком и украсить любую библиотеку, привлекая яркой обложкой и оформлением разделов, качественной полиграфией. К сожалению, тираж книги небольшой, всего 200 экземпляров, что делает это издание еще более ценным, а в будущем может стать настоящим раритетом. И это еще не все! К книге прилагается компакт-диск с записью исполнения 30 из почти 80 композиций, опубликованных в издании.

В ноябре 2021 года книга была представлена на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное музыкальное искусство Мордовии: взгляд из ХХI века», состоявшейся на базе Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

В конце декабря на сайте училища состоялась онлайн-презентация книги. Получился почти часовой фильм, в котором прозвучали некоторые сочинения, представленные в пособии. Хочется поблагодарить всех, кто принял участие в презентации – заместителя директора по концертной работе Ольгу Якунчеву, преподавателей училища Анастасию Акимову, Софию Асанову, Татьяну Кезину, солистку Мордовского государственного театра оперы и балеты им. И.М. Яушева Марину Бурлакову. В формате видео были представлены сочинения студентов класса Н.М. Ситниковой последних лет – Елены Букиревой и Маргариты Антоновой. Их произведения прозвучали как в авторском исполнении, так и с участием коллективов и солистов училища – народной артистки Республики Мордовия Елены Алышевой, ансамбля «Серебряная река» (художественный руководитель и дирижер заслуженный работник культуры Республики Мордовия Оксана Симкина), Юлии Милешиной, Людмилы Новгородовой и гитариста арт фолк-группы «Морденс» Романа Галишникова. Автор монтажа – Александр Антонов. Автор сценария и ведущая презентации – музыковед Наталья Родина.


Предлагаем вашему вниманию онлайн-презентацию книги Нины Ситниковой «Теория музыки и музыка теории: записки педагога»


ВИДЕ картинка на сайт.jpg

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*