МУЗЫКОВЕД, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПЕДАГОГ
МУЗЫКОВЕД, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПЕДАГОГ
Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова является старейшим учебным заведением в Республике Мордовия. Открытое (1932) на базе Мордовской музыкально-драматической студии, в 2022 году оно отметит свое 90-летие. Среди его многочисленных выпускников есть имена, которыми Саранское музыкальное училище может и должно гордиться. Одно из них – Николай Григорьевич Денисов (выпуск 1977 года, отделение «Теория музыки») – музыковед, педагог, общественный деятель, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, ведущий научный сотрудник Научного центра народной музыки им. К.В.Квитки, заместитель Начальника управления гуманитарных наук Российского Фонда Фундаментальных Исследований, член Союза композиторов России, член Церковно-общественного Совета по развитию русского церковного пения Московского Патриархата. В настоящее время Н. Денисов всемирно известный ученый, крупнейший специалист богослужебно-певческих традиций Русской православной старообрядческой церкви. 19 декабря 2021 года он отметил свой 65-летний юбилей.
«Вхождение» Н. Денисова в музыкальное искусство было поэтапно традиционным. Сначала сельская музыкальная школа в рабочем поселке Зубова Поляна (Республика Мордовия), Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова, затем столичный ВУЗ – Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и заочная аспирантура там же. Талант, серьезное отношение к избранной профессии, трудолюбие, целеустремленность в полной мере проявились еще в годы учебы в Саранском музыкальном училище. Как черту характера Николая отметим также определенную смелость сначала в принятии решения поступать в престижный столичный ВУЗ, далее в выборе темы дипломной работы о старообрядческой певческой культуре, почти запретной в начале 80-х годов прошлого столетия. Позднее Денисов вспоминал, как были удивлены члены приемной экзаменационной комиссии по музыкальной литературе, когда он, выпускник провинциального училища, не только обстоятельно рассказал о творчестве немецкого композитора Рихарда Вагнера, но и по памяти наиграл несколько музыкальных тем из его оперы «Тристан и Изольда».
Выходец из многодетной семьи пекаря и домохозяйки, Н. Денисов сумел сделать блестящую научную карьеру, пройдя нелегкий путь от простого студента к крупнейшему специалисту, признанному авторитету в области одного из уникальных пластов русской духовной музыки – старообрядческой певческой культуры. «Я к своей теме шел осознанно» - говорит Н. Денисов. На одной из лекций по истории русской музыки преподаватель М.Э. Риттих вскользь заметила, что в настоящее время единственными хранителями секретов древне-русской певческой культуры являются старообрядцы, не признавшие церковную реформу XVII века. Есть общины старообрядцев, которые сохранили этот особый пласт музыкальной культуры, передавая песнопения из уст в уста. Так возникло неодолимое желание проникнуть в тайны этой незаслуженно забытой древне-русской музыки, исследовать и изучить ее. Среди крупнейших деятелей отечественной музыкальной культуры, проявлявших большой интерес к старинным песнопениям и духовным старословянским текстам православной церкви, были С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, А.Т. Гречанинов, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Смоленский, А.Д. Кастальский.
Изучение старообрядческой певческой культуры стало делом всей жизни Николай Денисова. Началом исследовательской работы по изучению древне-русского певческого искусства Русской Православной Церкви по праву можно считать дипломную работу, посвященную изучению «Древне-русского певческого искусства на основе живой традиции в старообрядческих общинах». Защита диплома вызвала большой интерес своей нетрадиционной для того времени почти диссидентской темы. Это теперь «старообрядчество стало одной из востребованных тем, о чем свидетельствуют печатные и электронные издания, интернет-сайты и многочисленные научные мероприятия, организуемые в разных городах и странах» - пишет Н. Денисов.
Работа по изучению старообрядческой культуры шла по разным направлениям: архивные и библиотечные фонды, собирание фактов, общение с живыми носителями и хранителями этой культуры, экспедиции в старообрядческие общины (Области – Костромская, Ивановская, Брянская, Гомельская, Новосибирская, Одесская, Киевская, Винницкая, Краснодарский и Ставропольский края, Белоруссия, Польша, Румыния). В 1984 году Н. Денисов организовал приезд и выступление (впервые за годы Советской власти) в Москве старообрядческого хора Стрельниковской общины Костромской области. Всесоюзная фирма «Мелодия» сделала архивную запись хора, а позже выпустила первую пластинку в связи с 1000-летием Крещения Руси.
По инициативе Н. Денисова в мае 2016 года в Москве прошли Дни Казаков-некрасовцев, после трагического восстания на Дону в начале XVIII века бежавших в Турцию и более двух веков проживших там. За это время они сумели сохранить свой язык, веру, культуру. Денисов был первым исследователем, обратившимся к изучению особенностей богослужебно-певческой культуры Некрасовцев.
Н. Денисов инициировал также проведение в Москве шести семинаров (1994 – 2004) по церковному пению для преподавателей семинарий русской православной церкви с приглашением к участию в них выдающегося регента Михаила Фортунато (Франция), великолепно знающего дореволюционные традиции русского церковного пения. Потомок русских эмигрантов первой волны, хранитель традиций русского регентования, свой богатейший архив он передал в дар Московской государственной консерватории.
Н. Денисов является постоянным членом жюри от России международных хоровых фестивалей православной музыки.
Закономерным итогом многолетней исследовательской работы стали многочисленные публикации разных уровней. Особое место среди них занимают монографии, ставшие уже сегодня классикой жанра: «Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения» (2005), «Старообрядчество Бессарабии: Книжность и певческая культура» (в соавторстве с Е.Б. Смилянской) (2007), «Старообрядческая богослужебно-певческая культура (вопросы типологии)» (2015). «Сегодня певческая культура старообрядцев изучена Денисовым настолько обстоятельно, что с полным основанием можно говорить и создании нового научного направления» (Т.И. Науменко).
Особая сфера профессиональной деятельности Н. Денисова – педагогика. Он создал свою методику обучения знаменному пению (пение по особым знакам – крюкам), сохранившемуся только у старообрядцев.
В 2008 году вышел сборник Н. Денисова «Всенощное бдение древних одноголосных роспевов. Вып. I: «Великая вечерня», а в 2015 году «Всенощное бдение древних одноголосных роспевов». Вып. II: «Утреня. Служба часов». Эти сборники – пишет Н. Денисов – являются учебным пособием «для всех, кто проявляет интерес к древнерусскому пению и воспроизводит его на богослужениях… Это своего рода ответ на неуклонно возрастающий в XXI веке интерес к изучению древних роспевов (не только в духовных, но и в светских учебных заведениях, в богослужебной практике храмов Русской православной церкви)».
«Бывая в разных городах и странах (Англия, Франция, Швейцария, Румыния, Белоруссия, Польша, Молдова, Иран, Турция), я всегда помню о своей Родине, о Мордовии, о родном Саранском музыкальном училище. Годы, проведенные в нем стали лучшими в моей жизни. Здесь открылся волшебный мир музыки, здесь были заложены профессиональные навыки, и что очень важно, здесь я у всех и во всем находил поддержку. Именно благодаря поддержке педагогов шел мой профессиональный рост. С того времени прошло много десятилетий. Но Саранское музыкальное училище остается в моей памяти путеводной звездой».
Пожелаем от всей души автору этих строк и юбиляру - Николаю Григорьевичу Денисову - здоровья, крепости духа, долгих лет жизни и новых свершений на благо отечественной музыкальной науки.
А.И. Макарова
музыковед,
заслуженный деятель искусств РМ