Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ САРАНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ Л.П. КИРЮКОВА: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОРДОВИИ: ВЗГЛЯД ИЗ ХХI ВЕКА

17.12.2021

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ САРАНСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ Л.П. КИРЮКОВА:

Профессиональное музыкальное искусство Мордовии: взгляд из ХХI века

Издательский проект продолжает сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в ГБПОУ РМ «Саранское музыкальное училище имени Л. П. Кирюкова» 29-30 ноября 2021 г.

Конференция проводилась в рамках культурно-исследовательского проекта «Становление профессионального музыкального искусства в Мордовии», реализованного в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Данный сборник – первый опыт издания музыковедческих, научно-методических и публицистических работ педагогов, студентов, выпускников музыкального училища, студентов высших учебных заведений, а также известных ученых нашей республики по результатам научно-практической конференции.

Идея данного сборника, как и самой конференции, связана с темой сохранения и распространения музыкально-культурного наследия региона. Основными направлениями для научно-методических и музыкально-публицистических поисков стали такие, как: исторические периоды и этапы становления профессионального музыкального искусства в Мордовии; композиторская школа Мордовии; профессиональное музыкальное искусство и этнокультурные традиции; музыкальное искусство Мордовии и приоритеты современного образования; 90-летие Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова.

Исходя из обозначенных выше направлений исследований, в сборнике материалов конференции сложились 4 тематических блока.

Первый раздел сборника – Профессиональное музыкальное искусство Мордовии: история и современность – посвящен исследованию различных явлений и артефактов профессионального музыкального искусства. Это – «поле деятельности» музыковедческой мысли, культурологического анализа и обобщения. В этом смысле заслуживают особого внимания работы известного музыковеда, заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия, лауреата премий Главы Республики Мордовия, члена Союза композиторов России, Н. М. Ситниковой: «Парадигмы творчества в контексте времени: к 40-летию Союза композиторов Республики Мордовия» и «XXI век. Новые имена: композитор Елена Букирева». Поставив своей целью рассмотрение процесса создания Союза композиторов Мордовии и проблем композиторского творчества разных периодов деятельности организации, автор освещает основные вехи на пути развития профессионального музыкального творчества, используя для этого ретроспективный анализ музыки, созданной композиторами Мордовии от 80-х годов ХХ столетия до первых двух десятилетий текущего века. В качестве итога своих размышлений Н. М. Ситникова выражает уверенность, что Союз композиторов Республики Мордовия и в будущем сможет составлять важную часть ее музыкальной инфраструктуры.

Во второй статье, характеризуя музыкальную атмосферу, окружающую сегодня каждого молодого композитора, выбирающего свою профессиональную дорогу, автор отмечает сложный, неоднозначный контекст эпохи, в которой преобладает новое отношение к известным музыкальным инструментам и неисчерпаемым возможностям высоких компьютерных технологий. Именно в этом ракурсе Н. М. Ситникова рисует творческий портрет Елены Букиревой, которой не чужды эксперименты в разных сферах современного музыкального искусства. Примером сказанному служит вокальный цикл «Звериные истории» на слова Саши Черного, анализу которого и посвящена основная часть статьи.

Целый ряд статей данного раздела посвящен анализу творчества композитора Н. В. Кошелевой, заслуженного деятеля искусств России и Мордовии, народной артистки Республики Мордовия, председателя Союза композиторов Республики Мордовия, Почетного деятеля Союза композиторов России. Написанные музыковедами Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова, они раскрывают различные грани таланта и творческого почерка мордовского композитора.

Так, в статье «Фольклорные истоки творчества Н. В. Кошелевой» (автор – музыковед Рязанова А. Н.) дается анализ ранних вокальных сочинений композитора «Свободные обработки народных песен» (1974-1975) и «Мордовские песни. Кантата в 5 частях для солиста, смешанного хора и оркестра» (1978) в контексте стилевых исканий отечественной музыки второй половины ХХ века (и конкретно – фольклорного направления). Резюмируя свои наблюдения автор подчеркивает в качестве характерной стилистической тенденции композитора – стремление соединить национальную основу творчества с достижениями новейшей отечественной музыки того времени, что стало определяющим творческим импульсом для сочинения произведений в последующие десятилетия.

Интересный подход демонстрирует работа музыковеда Асановой С. Б. о хоровом цикле Нины Кошелевой «Мирские молитвы. В статье музыка композитора рассматривается как средоточие духовности в народном и женском понимании. Личный тон высказывания автора статьи помогает сильнее прочувствовать всю глубину образов, их духовное и нравственное содержание.

Анализу камерно-инструментального творчества композитора посвящена статья музыковеда Голубчиковой М. В. «Три фуги для флейты, кларнета и фагота Н. В. Кошелевой: опыт характеристики». Следует сказать, что данная область творчества Н. В. Кошелевой не часто становится объектом музыковедческого исследования. Тем ценнее представленный в статье обстоятельный, развернутый, серьезный анализ данного произведения.

Круг профессиональных интересов музыковеда Венчаковой С. В. включает изучение и пропаганду творчества композиторов Мордовии. Среди них – произведения Елены Кузиной, одно из которых – вокальный цикл на стихи Анны Ахматовой – рассматривается в данном разделе сборника. Отметим, что статья предваряется кратким обзором поэтического творчества Ахматовой, что создает необходимый историко-культурный контекст для анализа музыкального произведения.

Достаточно интересными и информативными получились попытки авторов статей проследить эволюционный путь развития отдельных жанров («Хоровые обработки народных песен в творчестве композиторов Мордовии», автор Чернова Е. В.), а также избранной тематики образов («Женские образы в творчестве мордовских композиторов», автор Асанова С. Б.). Безусловно, такие сравнительно-исторические масштабные работы будут весьма ценными источниками, освещающими творчество композиторов Мордовии в культурно-исторической ретроспективе.

Еще одна работа, на которой хотелось бы остановиться, затрагивает малоизвестные страницы музыкальной культуры Мордовии. Речь идет о статье кандидата искусствоведения, концертмейстера Государственного музыкального театра имени М. И. Яушева Кильдюшовой Л. В., в которой дается краткий исполнительский анализ фортепианной и скрипичной сонат М. И. Душского. Автор помещает анализ в культурологический, просветительский и искусствоведческий контексты, приводит исторические, философские доказательства бытия сочинения, что в конечном итоге направлено на популяризацию творчества композитора.

Вторая часть сборника – Музыкальное искусство Мордовии и приоритеты современного образования – появилась, в том числе, благодаря сотрудничеству музыкального училища с высшими образовательными организациями нашей республики.

Представители кафедры музыкального и художественного образования МГПУ имени М.Е. Евсевьева (доктор пед. наук, профессор Кобозева И.С., доктор пед. наук, профессор Карпушина Л.П., канд. филос. наук, доцент Грязнова Т.М., канд. пед. наук, доцент Чинякова Н.И.) представили свои статьи, которые отражают разнообразный спектр проблем современного музыкального образования: от социально-педагогического анализа функций профессионального музыкального образования – до применения конкретных образовательных технологий в подготовке специалистов музыкального профиля.

Коллеги из МГУ имени Н. П. Огарева (Трегулова Н. П., кандидат искусствоведения, доцент кафедры народной музыки, в соавторстве с нашей выпускницей Степочкиной Яной) представили обзор становления и развития музыкального образования в Мордовии в первой половине ХХ века.

В данном разделе сборника абсолютно равнозначное место заняли и работы преподавателей Саранского музыкального училища, педагогов музыкальных школ, в которых содержится обобщение педагогического опыта, и даются практические рекомендации.

Традиции исполнения и изучения фортепианной музыки композиторов Мордовии в процессе подготовки студентов фортепианного отделения рассматривает Чиняева С.А., преподаватель, заведующая предметно-цикловой комиссией «Фортепиано», заслуженный работник культуры Республики Мордовия. Королева М.В., преподаватель, концертмейстер, заведующая фортепианным отделением Республиканской детской музыкальной школы-интерната, делится опытом работы по освоению средств музыкальной выразительности на примере фортепианного сочинения «Каприччио на финские народные песни» Гавриила Вдовина. Горбунова Н. И., преподаватель Саранского музыкального училища, рассматривает роль песенного фольклора в музыкальном воспитании молодежи.

Особо хочется выделить работы, которые можно назвать своеобразным приношением учителю. Это статьи музыковеда Н. Ф. Родиной «Н. М. Ситникова. Теория музыки и музыка теории: записки педагога», а также музыковеда, кандидата педагогических наук М. П. Мироновой «Инна Кобозева. Национальная музыкальная культура и образование сквозь призму личности педагога, музыканта и ученого современности».

Два последних раздела сборника объединяет тема юбилея Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова. Здесь представлены статьи, посвященные выдающимся педагогам нашего училища, ушедшим и ныне здравствующим, их роли в становлении и развитии профессионального музыкального искусства Мордовии, сохранении и приумножении лучших традиций, сложившихся за девять десятилетий.

Несколько слов о наших выпускниках. Ежегодно из стен училища выпускаются около 50 дипломированных специалистов, часть из которых продолжает свое обучение в лучших консерваториях нашей страны, и в дальнейшем преподают в музыкальных вузах. Идея представить их работы в специальном разделе, на наш взгляд, только подтверждает мысль о преемственности поколений и продолжении традиций своих наставников.

Можно с уверенностью сказать, что сборник материалов конференции «Профессиональное музыкальное искусство Мордовии: взгляд из XXI века» займет достойное место в ряду других печатных изданий Саранского музыкального училища и одновременно откроет новую страницу в проекте «Издательская деятельность».

Профессиональное музыкальное искусство Мордовии: взгляд из ХХI века : сборник материалов конференции / Под общ. ред. М. П. Мироновой, О. Е. Симкиной. – Саранск, 2021 – 242 с.

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*