Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Конкурс художественного музыкального диктанта

08.11.2021

Конкурс художественного музыкального диктанта

Второй год подряд кафедра теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова в рамках Недели Глазунова проводит Всероссийский конкурс «Глазуновский диктант».

Александр Константинович Глазунов – крупнейшая фигура в истории отечественной музыкальной культуры. Он не только осуществил живую связь русской и советской музыки, но и сыграл значительную роль в развитии музыкального образования в России. Глазунов более 20 лет возглавлял Петербургскую консерваторию, был уважаем коллегами и студентами и обладал большим авторитетом на музыкально-общественном поприще. Его деятельность была интенсивной и многогранной, и столь же многогранно было его композиторское творчество. Сочинения Глазунова были весьма популярны у современников, ценивших в его искусстве богатство красок и совершеннейшее мастерство. К сожалению, сегодня мы не можем назвать музыку Глазунова широко известной и популярной.

Оригинальный путь повышения интереса к музыке А. К. Глазунова и популяризации сочинений композитора предложили в Петрозаводской консерватории, носящей имя этого композитора с 2003 года – через проведение Всероссийского конкурса по сольфеджио «Глазуновский диктант». Отдельных конкурсов по сольфеджио, которые проводились бы специализированным вузом, в России не так много. Оригинальность данного заключается в том, что весь музыкальный материал для диктантов – художественный, он черпается исключительно из произведений Глазунова. Присвоение конкурсу музыкального диктанта имени Глазунова кажется логичным еще и потому, что сам композитор обладал тончайшим музыкальным слухом и феноменальной памятью, благодаря которым смог восстановить и сохранить для потомков незавершенные сочинения А. Бородина.

Разумеется, целью конкурса музыкального диктанта является всесторонняя проверка музыкального слуха и уровня музыкальной грамотности, поэтому диктант проводился в трех номинациях – мелодический, ритмический, тембровый. Наличие трех возрастных категорий «Junior», «Student» и «Master» позволило привлечь к этому мероприятию не только обучающихся музыке – от выпускников специализированных музыкальных школ до студентов музыкальных ссузов и вузов, но и обучающих – преподавателей музыкальных учебных заведений (категория «Master»).

Как отметили по окончании «Глазуновского диктанта» его организаторы, в 2021 году конкурс «расширил свою географию, в него оказался вовлечен 21 населенный пункт из разных регионов России. Это мероприятие прошло в Архангельске, Великом Устюге, Воркуте, Ермолаеве, Казани, Калининграде, Курске, Мурманске, Мелеузе, Пензе, Перми, Петрозаводске, Пскове, Салавате, Санкт-Петербурге, Саранске, Саратове, Сургуте, Сыктывкаре, Череповце и Ярославле, оно охватило учреждения всех ступеней музыкального образования – и музыкальные школы, и колледжи, и консерватории. По сравнению с прошлым годом существенно выросло и число участников Диктанта: его написали около 550 человек! Всего же в жюри конкурса поступило больше 1000 работ, по их количеству самой многочисленной стала номинация «Мелодический диктант» в возрастных категориях «Junior» и «Master».

В числе участников этого масштабного конкурса были и десять студентов Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова: в категории «Junior» – Нурлана Гамидова (1 курс, фортепиано), Анастасия Завьялова (1 курс, фортепиано), Дарья Козлова (1 курс, фортепиано), Павел Трифонов (1 курс, дирижирование), Кристина Зоткина (2 курс, фортепиано); в категории «Student» – Елизавета Нифонтова (3 курс, фортепиано), Анастасия Пруцкова (3 курс, фортепиано), Анастасия Родькина (3 курс, фортепиано), Алина Гусенкова (4 курс, теория музыки), Артём Костюк (4 курс, вокал).

«Глазуновский диктант» в Саранском музыкальном училище писали 11 и 14 октября. Каждый участник мог попробовать свои силы в одной, двух или во всех трех номинациях сразу (замечу – бесплатно!). Из наших студентов на такой шаг отважились Павел Трифонов и Артем Костюк. Дарья Козлова и Нурлана Гамидова попытались написать мелодический и ритмический диктанты. Большинство конкурсантов соревновалось в одной номинации.

В категории «Junior» для мелодического диктанта была выбрана тема «Баллады» для симфонического оркестра. Во время записи диктант проигрывался на фортепиано, а по окончании работы студенты прослушали оригинал фрагмента в исполнении симфонического оркестра.

В качестве ритмического диктанта прозвучал фрагмент из Увертюры на греческие темы №1 в оригинальном тембре. От конкурсантов требовалось определить тактовый размер и ритмически оформить неритмизованное одноголосие.

Самым непривычным видом диктанта был, пожалуй, тембровый: в прозвучавшем фрагменте оркестрового звучания нужно было услышать и записать мелодическую линию, изложенную солирующим тембром, и указать инструмент, который ее исполняет. В этой номинации был предложен эпизод из сочинения «Мечты» для валторны с оркестром.

В возрастной категории «Student» в качестве мелодического двухголосного диктанта прозвучал фрагмент Элегии «Памяти героя». Для ритмического диктанта организаторы выбрали эпизод из II части симфонической сюиты «Из средних веков» – требовалось ритмически оформить неритмизованное двухголосие. Оба диктанта после записи конкурсанты смогли прослушать в оригинале.

В тембровом диктанте нужно было записать мелодию номера «Гранд па» из балета «Барышня-служанка», изложенную с передачей тембра, и указать инструменты.

Как видно из перечня произведений, диктанты не были легкими, и наша десятка смельчаков приложила максимум усилий, чтобы справиться с поставленной задачей. При написании диктантов были соблюдены строгие условия конкурса – записать диктант за 8 проигрываний в течение 30 минут, не использовать черновики, не фотографировать свой диктант и не делать аудиозаписи. «Было трудно, но интересно», – так оценила участие в «Глазуновском диктанте» одна из конкурсанток.

Думаю, что все участники в этот день испытали, помимо естественного волнения, чувство причастности к очень важному и масштабному событию. И, конечно, все с нетерпением ждали итогов конкурса.

А они таковы:

Павел Трифонов – диплом I степени в номинации «Ритмический диктант» (преподаватель М. В. Голубчикова);

Павел Трифонов – диплом III степени в номинации «Мелодический диктант» (преподаватель М. В. Голубчикова);

Алина Гусенкова – диплом II степени в номинации «Ритмический диктант» (преподаватель Е. А. Антонова);

Анастасия Родькина – диплом III степени в номинации «Мелодический диктант» (преподаватель Е. А. Антонова).

Остальные конкурсанты получили красочные электронные именные сертификаты участника «Глазуновского диктанта» - 2021 (преподаватели Е. А. Антонова, М. В. Голубчикова, Н. Ф. Родина).

Преподавателям, подготовившим лауреатов, были отправлены электронные благодарственные письма.

Приветствуя конкурсантов, ректор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Алексей Александрович Кубышкин выразил надежду, что благодаря «Глазуновскому диктанту» творчество этого композитора стало ближе каждому из его участников. «Я сердечно благодарю всех, кто решился участвовать в мероприятиях диктанта. …Искренне хочется, чтобы музыка Александра Константиновича нашла свое место в душе каждого из вас. Пусть участие в «Глазуновском диктанте» станет одним из шагов на этом пути».

Мы поздравляем всех участников Диктанта и их наставников – это было соревнование по самому высшему разряду!

Хочется верить, что другие студенты, вдохновясь вашим опытом, попробуют свои силы в новом «Глазуновском диктанте», который Петрозаводская консерватория обещает провести в следующем году.

М. В. Голубчикова,

региональный координатор «Глазуновского диктанта»

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*