Штрихи к портрету Д.Д. Шостаковича. Концерт камерной музыки к 115-летию со дня рождения
Штрихи к портрету Д.Д. Шостаковича
Концерт камерной музыки к 115-летию со дня рождения
25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге родился будущий музыкант, композитор, которому будет суждено стать одним из самых успешных и любимых композиторов ХХ столетия, чье имя станет символом отечественной музыки – Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Перу Д. Шостаковича принадлежит огромное число произведений, среди которых 15 симфоний, 2 оперы и оперетта, 3 балета, множество камерно-инструментальных сочинений, вокально-хоровая музыка, музыка для драматического театра, музыка к кинофильмам.
27 сентября юбилейная дата Дмитрия Шостаковича была отмечена в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова небольшим концертом камерной музыки. Организатор и ведущая, концертмейстер концерта музыковед София Булатовна Асанова знакомила юное поколение музыкантов с музыкой отечественного композитора минувшего века и отдельными малоизвестными фактами его жизни и творческой деятельности.
В концерте прозвучало довольно много вокальной музыки, исполненной лауреатом международных конкурсов Анастасией Малашкиной (сопрано). Анастасия – преподаватель кафедры театрального искусства института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева и с этого года преподаватель вокала в Саранском музыкальном училище. Голос молодой певицы звучал ровно, ярко во всех регистрах. Разнообразие и достоверность образов и характеров исполненных ею сочинений положительно характеризуют молодого специалиста.
Зрители услышали в этот вечер песни «Родина слышит» и «Любит – не любит» на стихи Е. Долматовского, «Балладу» («Над морем красавица-дева сидит») из цикла «Два романса» на стихотворение М. Лермонтова, 4 греческих песни. Было довольно интересно услышать в исполнении Анастасии Малашкиной верно схваченные образы – тонко ироничную Песню главной героини Лидочки из оперетты «Москва. Черемушки» и серьезное, с сатирической подоплекой «Недоразумение» на стихи Саши Черного.
Еще одна участница концерта – не новичок на сцене Саранского музыкального училища. Елена Евграфова (флейта), артистка оркестра театра им. И.М. Яушева, всегда охотно принимает приглашения к участию в том или ином концерте с музыкой разных эпох и стилей. И приглашающие всегда знают: в этом случае сочинение будет исполнено самым наилучшим образом, на самом высоком уровне.
В исполнении Елены Евграфовой в этот раз прозвучали Вальс Соль мажор из кинофильма «Трилогия о Максиме», «Русский вальс» (№ 2), «Романс» из кинофильма «Овод».
Говоря о музыке Дмитрия Шостаковича, мы порой упускаем его музыку к кинофильмам. А между тем именно Д. Шостакович стоял у истоков советской музыки для кино, сумев ее поднять на качественно новую высоту. Это подчеркнула и ведущая концерта София Асанова.
Довольно часто именно музыка Шостаковича выводила фильм в разряд удачных. Нужно отметить, что немаловажную роль здесь сыграло знание законов кино, полученных Шостаковичем в результате работы тапером в студенческие 20-е годы. Первым стал «Броненосец Потёмкин», снятый в 1925 году режиссером Сергеем Эйзенштейном, затем последовали другие. С музыкой Шостаковича вышли фильмы «Новый Вавилон», «Гамлет», «Король Лир», «Овод», «Встречный». А всего кинофильмов с его музыкой насчитывается 38! В 1948-1949 годах на экран выходят знаковые для советской власти фильмы – сначала «Молодая гвардия», затем – «Встреча на Эльбе», «Взятие Берлина» – и опять с музыкой композитора, опального в этот период.
Даниил Плотников (виолончель), артист оркестра театра им. И.М. Яушева, на нашей сцене, к сожалению, появляется нечасто. Красивая кантилена звучания его инструмента порадовала зрителя в единственном его концертном номере программы – Адажио для виолончели и фортепиано из балета «Светлый ручей».
Сегодня смело можно говорить, что сочинения Д.Д. Шостаковича – это своего рода музыкальная летопись великой эпохи. Анна Ахматова однажды подарила ему свой сборник стихов с дарственными пророческими словами: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле». И эта эпоха еще не закончилась…
О.А. Потехина