Профессионал высшей пробы (к 100-летию со дня рождения Л.И. Затыльниковой)
Профессионал высшей пробы
(к 100-летию со дня рождения Л.И. Затыльниковой)
Прямая, открытая, волевая, собранная, хваткая, одержимая профессией, добрая, порядочная… Все эти качества органично сошлись в одном человеке – красивой женщине, замечательной певице, выдающемся педагоге, прекрасной маме и бабушке – Затыльниковой Людмиле Илларионовне.
19 сентября 2021 года исполняется 100 лет со дня ее рождения. Три десятилетия Людмила Илларионовна отдала Саранскому музыкальному училищу им. Л.П. Кирюкова, где преподавала вокал. Эта статья – посвящение талантливому музыканту и прекрасному человеку.
***
Хочется сказать слова огромной благодарности за помощь при написании статьи дочери юбилярши – Александре Исидоровне Шапошниковой – которую в полной мере можно назвать моим соавтором – не только за предоставленные материалы, но, в первую очередь, за неравнодушие, горячее сердце, и искреннее желание поделиться со всеми нами самым сокровенным, личным о дорогом и близком на свете человеке – маме.
Именно с этого и хотелось бы начать…
«Кто для меня мама?», – начинает свой рассказ Александра Исидоровна. «Мама – это жизнь, и, прежде всего, познавательная и созидательная, это моя гордость, моя крепость, моя защищенность, это эталон и пример для подражания по человеческому и профессиональному потенциалу, эталон материнства. Порядочность, искренность, милосердие, доброта, бескорыстность, сила духа, стойкость, самоотверженность, ум, честь, совесть, perpetuum mobile, цельность натуры – это её лицо. Людмила Илларионовна – человек высокого интеллекта и культуры общей и музыкальной, титанического труда, высокой степени ответственности за судьбы тех, кто её окружал, профессионального подвига. В её классе учились в основном национальные кадры без какой-либо музыкальной подготовки, говорящие на национальном языке, после окончания училища для которых были открыты двери любого музыкального вуза, театра…»
***
Затыльникова Людмила Илларионовна родилась 19 сентября 1921 года в г. Алма-Ата. Людмила – младшая из четырёх детей. Все дети были музыкальные: братья играли на балалайке, мандолине, постоянно исполняя русские и украинские народные песни. Люся росла восприимчивой девочкой, обладавшей удивительным даром впитывать в себя всё самое яркое и интересное. Когда ей было три года, умер отец. Тяжёлые материальные условия, нищенское существование, природная сумасшедшая тяга к знаниям были основными факторами становления Людмилы как личности. Едва научившись читать, она делала это каждую свободную минуту. В доме фортепиано не было. Мама подрабатывала уборкой и готовкой в зажиточных семьях, за это хозяева разрешали Люсе час позаниматься на фортепиано. Среднюю общеобразовательную школу Людмила окончила в 1940 году с отличием.
После окончания школы училась сразу в двух учебных заведениях – на филологическом факультете Казахского государственного университета им. С.М. Кирова и в Алма-Атинском государственном музыкальном училище им. П.И. Чайковского.
Когда началась Великая Отечественная война, Людмиле было 19 лет, и она в числе первых подала заявление в военкомат с просьбой отправить её добровольцем на фронт. Категорически против была её мать, Парасковья Александровна, старший сын которой, Виктор, умер незадолго до начала войны, а младшие – Владимир и Георгий были призваны военкоматом и отправлены на фронт. Они с первого до последнего дня прошли Западный и Японский фронты, вернулись героями, и всегда были гордостью Людмилы Илларионовны.
После училища, благодаря красивому тембру (драматическое сопрано), Людмилу приняли сразу на третий курс вокального факультета Алма-Атинской государственной консерватории, по окончании которой направили на работу в Алма-Атинский театр оперы и балета имени Абая, где она пела в операх А.П. Бородина «Князь Игорь» (Ярославна), Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (Сабурова), С.В. Рахманинова «Алеко» (Земфира), П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (Ларина) и «Пиковая дама» (Лиза).
Для молодой начинающей певицы работать в театре было большой удачей и настоящим счастьем. Но она это заслужила – своим трудолюбием, ежедневной работой над голосом: оттачивала каждую интонацию, музыкальную фразу, вникала в глубину авторского замысла. «Настоящий певческий голос – дар природы, – спустя годы скажет Людмила Илларионовна. – Но чтобы он зазвучал действительно мощно и выразительно, нужен великий труд». Обладание выдающимся голосом, безукоризненным слухом в сочетании с впечатлительностью натуры, разносторонним общим и музыкальным развитием – всё это способствовало её формированию как высокопрофессиональной певицы.
С сольными концертами она объездила почти всю Среднюю Азию. «В любой аудитории певицу принимали на бис, – читаем в статье газеты «Известия Мордовии» от 02 июля 1997 года. – Это происходило потому, что Л.И. Затыльникова в творческой жизни была не простым ремесленником, а подлинным мастером, искателем, творцом». В репертуаре Людмилы Илларионовны ведущие оперные партии – Горислава в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки, Наташа и Ольга в «Русалке» А.С. Даргомыжского, Вера в «Вере Шелоге» Н.А. Римского-Корсакова, Мерседес в «Кармен» Ж. Бизе, Аида в «Аиде» и Аннина в «Травиате» Дж. Верди, Валентина в «Гугенотах» Дж. Мейербера. Концертный репертуар представлен каватиной Нормы из одноименной оперы В. Беллини, из Моцарта – ария Донны Эльвиры («Дон Жуан»), ария Графини, ария Керубино («Свадьба Фигаро»), ария Чио-Чио-Сан из оперы Дж. Пуччини, ария Тамары из «Демона» А. Рубинштейна, из Чайковского – ария Иоланты из одноименной оперы, колыбельная Марии («Мазепа»), Иоанны д'Арк («Орлеанская дева»), две арии Кумы («Чародейка») и многими другими. Отдельной строкой хочется отметить вдохновенное исполнение певицей романсов П.И. Чайковского.
Людмилу Илларионовну неоднократно приглашали на работу в различные театры оперы и балета бывшего СССР (Саратов, Сталинобад, Астрахань, Иваново и др.). А в 1956 году в Свердловском государственном академическом театре оперы и балета состоялось отборочное прослушивание вокалистов в труппу Большого театра СССР. Приглашение получили И.К. Архипова и Л.И. Затыльникова, которая впоследствии отказалась по семейным обстоятельствам. Людмила Илларионовна уходит на педагогическую работу. С 1956 по 1962 год – преподаватель по вокалу во Фрунзенском музыкально-педагогическом училище. С 1962 по 1989 год – преподаватель по вокалу в Саранском музыкальном училище им. Л.П. Кирюкова.
Без малого тридцать лет Людмила Илларионовна отработала преподавателем сольного пения в нашем училище. Среди ее учеников – солистка оперного театра в Хельсинки С. Базаркина, солисты оперных театров в Нижнем Новгороде – С. Мезекаева, в Арзамасе – Е. Таркаева, народная артистка Мордовии, Лауреат Государственной премии РМ, солистка театра им. И.М. Яушева М. Максимова, дирижер – заслуженный деятель искусств Мордовии Е. Пурилкина, и многие другие.
С необыкновенной теплотой вспоминает о своем педагоге Лидия Николаевна Пицина (в замужестве Алексеева): «В далеком 1968 году мне было 18 лет, и я приехала в Саранск. Я жила в глухой деревне Ковылкинского района, в поселке Заря. Его даже нет на карте. Нас еще коммуной называли, поселок организовали при раскулачивании. И вот в эту глухую деревню приехала с концертом Елена Образцова. Когда я услышала это шикарное академическое пение, я замерла и сказала себе: «Я обязательно буду так петь».
И вот я в Саранске, поступаю в музыкальное училище. Выбрала шикарную песню про Владимира Ульянова (Ленина) «На Волжском берегу» («Выйду к Волге тропинкою узкой»). С еще одной студенткой – Ниной Герман – мы были зачислены в класс к Людмиле Илларионовне. У Нины был академический голос. У меня народный. Много Людмила Илларионовна приложила труда к моему обучению. Я была такая непослушная, целыми днями она со мной занималась, оберегала как родная мама.
Если Людмила Илларионовна видела, что мы пришли на занятия без сил, а жили мы очень бедно, иной раз покушать было нечего, она приведет в буфет, или даст денежку и скажет: «Иди, кушай, нужно, чтоб были силы, чтоб ты могла дыхание держать». Она нас любила, и мы очень ее любили. Или же видела, что мы как-то не так одеты. Она подучивала, как нужно одеться, сделать прическу, чтоб я, к примеру, деревенская девчонка, выглядела прилично.
Во мне Людмила Илларионовна «рассмотрела» меццо-сопрано. «Воевала» она с Г.И. Сураевым-Королевым, потому что я бегала к нему в ансамбль «Келу». Это, конечно, не нравилось моему педагогу.
После окончания второго курса я уехала в деревню и больше не вернулась. Трудно было учиться: мы такие голодные, плохо одетые, до моей деревни и автобусы-то не ходили… Через моих подруг, с кем я жила на квартире, Людмила Илларионовна нашла, где я живу, нашла моего ухажера (!), и послала его меня разыскать и отправить на учебу. Он застыдил меня: «Что, научилась коров доить? Больше ничему не хочешь научиться? Ты должна петь, как Лидия Русланова!»
Простили мне, что я целый месяц не занималась. Людмила Илларионовна начала занятия, а по окончанию мной училища сказала: «Едем с тобой в Москву, будешь поступать в консерваторию. Такой голос не должен пропасть». На выпускных экзаменах в училище к нам присматривались, можно сказать распределяли, кто кого в какой коллектив берет. Кого в дома культуры, кого в «Умарину», меня и Нину Герман взяли в театр. Только учеников Затыльниковой взяли в театр. И, конечно, ни в какую Москву я не поехала. Родители были пожилые, помогать мне не могли, еле-еле сводили концы с концами…
Работая в театре, мы бегали в училище к Людмиле Илларионовне – и поздороваться, и пообщаться, и пообниматься. Она всегда была в приподнятом настроении, и нам передавала свой энтузиазм и оптимизм. Я благодарна судьбе, и по сей день, а мне идет восьмой десяток, что закончила музыкальное училище, я горда, что прошла такую шикарную школу с Людмилой Илларионовной. И по полям нашим, мордовским, мы ездили с концертами, в пору уборки хлеба и в сенокосную пору, а в 1972 году были целый месяц с гастролями в Германии.
В 24 года я выхожу замуж, и Людмила Илларионовна была у меня на свадьбе. Она с такой любовь спела для меня хабанеру Кармен «У любви как у пташки крылья», что все гости были поражены. Это простые люди, простые труженики села, они были в восторге от ее голоса, обаяния!
Свою дальнейшую жизнь, я, увы, не связала с профессией певицы, всю жизнь отработала в школе. Но с музыкой не рассталась – вела детский хор, хор учителей, представляла выступления на разных смотрах, сама пела… У нас в Башкирии, в Уфе, есть ансамбль «Золотые россыпи», где я пою до сих пор. Свою жизнь не представляю без песни. Огромное спасибо Людмиле Илларионовне за то, что она не только учила нас петь, но вывела на правильный путь. Мы любим петь, любим людей, свою родину, во-многом, благодаря ее воспитанию. Спасибо судьбе и Людмиле Илларионовне за то, что живу, пою, всегда среди людей и занимаюсь любимым делом».
Прекрасные воспоминания от еще одной ученицы Л.И. Затыльниковой, преподавателя Мордовского республиканского колледжа культуры и искусств Валентины Васильевны Ваняевой: «Я училась в музыкальном училище с 1968 г. по 1972 г. на дирижерско-хоровом отделении. У меня были прекрасные педагоги – Рузавина Н.С., Кузина Л Н., Левина А.Я., Фроловский М.И., Кузин В.А. и по вокалу Затыльникова Людмила Илларионовна. К ученикам она относилась очень бережно, ответственно, по-матерински. В выборе репертуара никогда не исключала самостоятельного выбора произведений. Уникальные знания, профессионализм, острый взгляд, искренняя любовь и забота – самое главное, что дала Людмила Илларионовна. Для меня она – всегда образец служения своему ремеслу! Каждый ученик её – совершенство! Именно её скрупулёзное проникновение в музыкальный, литературный, исторический, эмоциональный, эстетический материал давало направление к собственным поискам и размышлениям. Немногие вокалисты, оканчивающие музучилище, становились солистами, а у Людмилы Илларионовны наибольший процент, даже дирижеры-хоровики. Она – редкой душевности педагог, всегда заботилась об учениках в их самостоятельной жизни, шла на помощь во всех их жизненных перипетиях. Её оптимизм, неповторимое чувство юмора я буду помнить всегда! Людмила Илларионовна помогла мне выжить в тяжелейшей трагической ситуации. Спасибо ей за всё! Никогда её не забуду!»
Работая в училище, Людмила Илларионовна вела активную концертную жизнь, в том числе принимала участие в оперных спектаклях училища. В 1975 году она исполнила партии в операх П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (Ларина) (В.М. Кудряшов – Онегин, Р.М. Беспалова – Няня, хор – студенты Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова) и Г.Г. Вдовина «Шесть часов вечера после войны» (Полина Сергеевна).
Вспоминает Галина Петровна Камынина, заслуженная артистка РМ, ассистент режиссёра Государственного музыкального театра им. И.М. Яушева: «Людмилу Илларионовну знаю с начала 90-х годов, когда наш театр переживал золотой период, ставились одна за другой оперы: «Травиата», «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Паяцы», «Кармен», «Аида», «Тоска», «Ромео и Джульетта», «Евгений Онегин», «Иоланта», «Русалка», «Царская невеста», «Мадам Баттерфляй», «Сияжар». Всегда в них принимала участие её ученица - Максимова Мария Емельяновна, народная артистка РМ, лауреат Госпремии РМ. Людмила Илларионовна постоянно приходила в театр, занималась с ней. У неё была своя методика преподавания вокала, с которой я была не знакома и с замиранием сердца вслушивалась в каждый звук и каждую фразу ею показанными; с нетерпением ждала встречи с ней в театре. В театре работает ещё одна ученица Людмилы Илларионовны – Пережогина Ирина, заслуженная артистка РМ. Несмотря на то, что она закончила музыкальное училище как хоровой дирижер, вокально была подготовлена блестяще. Людмила Илларионовна интеллектуально чрезвычайно развита. Она была одним из самых востребованных педагогов-вокалистов, многие её ученики окончили музыкальные вузы и работают в различных театрах оперы и балета. Я считаю, что главными причинами ее феноменального успеха являются интеллект, выдающиеся природные данные, полная самоотдача, невероятная трудоспособность, а самое главное, умение работать и учиться на своих и чужих ошибках. У неё было всё: высшей пробы бельканто, тончайшее воплощение звуковысотности, высочайшая культура вокальной фразы, абсолютное владение интонацией, в высоком смысле этих слов «любование красотой звука». Для меня Людмила Илларионовна была и осталась образцом трудолюбия, творческой зрелости, творческого поиска новых граней своего таланта».
Есть счастливые люди, для которых однажды выбранный путь в профессии становится смыслом всей жизни. В числе таких счастливчиков и Людмила Илларионовна. «Она просто бредила музыкой, всё время думала о музыке, – вспоминает дочь Александра. – Даже когда наводила порядок в доме, Людмила Илларионовна или сама пела, или слушала других певцов и инструментальную музыку. В мире академического вокала мама знала всех певцов и, не видя исполнителя, безошибочно могла после нескольких пропетых фраз назвать имя певца, автора и исполняемое произведение. Будучи многогранно развитой личностью, она интересовалась в мире искусства не только академическим вокалом. Мама обожала симфоническую музыку и инструментальное искусство, восхищалась такими исполнителями как К. Аррау, А. Черкасский, В. Шпильман, С. Рихтер, Э. Гилельс, М. Плетнёв, В. Клиберн, Л. Оборин, Д. Ойстрах, Я. Хейфец, Л. Коган, М. Ростропович, П. Казальс. У неё было огромное множество книг по вокальному искусству и методике преподавания академического вокала, сборников вокальных и фортепианных нот, книг по музыкальной литературе, учебных пособий по теоретическим музыкальным предметам, грампластинок, книг по русской и зарубежной литературе. В каком-то смысле она стала воплощением знаменитых строк Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».
В педагогической деятельности Людмила Илларионовна опиралась на русские и зарубежные вокально-методические труды: Варламова А.Е. «Полная школа пения», Глинки М.И. «Упражнения для голоса», «Семь этюдов для контральто», «Шесть этюдов», «Четыре экзерсиса», Ломакина Г.Я. «Краткая метода для учения пению», «Руководство к обучению пению», «Краткая метода пения», Евсеева Ф.Е. «Школа для пения», Вербова А.М. «Техника постановки голоса», Н. Ваккаи, Г. Виардо, Ф.Дж.-Б. Ламперти. Энтузиазм, превосходное знание анатомии и физиологии голосового аппарата, наблюдательность, пытливость и, наконец, немалый опыт преподавания позволили Людмиле Илларионовне тесно связать теорию с практикой. Она была одним из самых авторитетных в Мордовии педагогов-вокалистов, в чей класс стремились попасть студенты, и методика преподавания которого давала блестящие результаты.
Вспоминает ученица Л.И. Затыльниковой Галина Осиповна Богачева (Литюшкина), в недавнем прошлом заведующая вокально-хоровым отделением в ДМШ им. Д.Д. Шостаковича, г. Волгодонска Ростовской области: «Для меня Людмила Илларионовна – это что-то святое, стоящее на пьедестале, чему я буду верить безоговорочно, преклоняться и не позволю себе ослушаться. После мамы, которая меня родила, Людмила Илларионовна, наверное, самый важный человек в моей жизни. Многие называют себя детьми Людмилы Илларионовны. Я тоже её ребёнок, продукт, который она создала, воспитала, сформировала моё понимание жизни, научила быть стойкой, великодушной, несгибаемой в принципиальных вопросах. Мне был дан шанс узнать через этого человека огромнейший пласт культуры, и я ей очень благодарна, потому что ту школу, которую я прошла с ней, нигде бы мне не было узнать. Это человек, которого я очень люблю, ценю и всю свою жизнь я, конечно, связана с ней, с воспоминаниями о ней и во-многом, что я делаю в своей жизни, я ориентируюсь на тот уровень служения, который мне Людмила Илларионовна показала, подарила. Для меня Людмила Илларионовна всегда останется ЖИВОЙ, необыкновенной, талантливой, многогранной, другом, образцом для подражания на сцене и в жизни! Она всегда первая протягивала руку помощи в сложный момент, и я никогда это не забуду!».
В свободное от работы время Людмила Илларионовна увлекалась живописью и скульптурой, имела огромную библиотеку, где только одних репродукций насчитывался не один десяток. Позже две трети этих книг были отданы в библиотеку им. А.С. Пушкина (кроме репродукций живописи и скульптуры – запретила внучка). В такой творческой атмосфере выросли и дочь Александра, и внучка Юлия. Александра окончила медицинский факультет МГУ им Н. П. Огарева с красным дипломом. Юля – музыкальную школу № 1 с отличием, гимназию № 12 с золотой медалью, ФЭТ МГУ им. Н. П. Огарёва с красным дипломом, была неоднократно победительницей городских, республиканских и российских олимпиад и научных конференций по английскому языку, имела льготные места для поступления по специальности английский язык в МГУ им. М. В. Ломоносова и в МГУ им. Н. П. Огарёва, но выбрала техническое направление. С 19 лет начала свою трудовую деятельность. Повзрослев, внучка стала очень похожей на бабушку – Людмилу Илларионовну, не столько внешне, сколько по интеллекту и характеру – прямая, открытая, волевая, собранная, хваткая, порядочная, неустанно познающая всё, что её окружает. Сейчас у Юлии растет дочь – Кайса, она родилась в год столетия своей прабабушки Людмилы Илларионовны.
Готовя статью к публикации, поймала себя на мысли, что не будучи лично знакомой с юбиляршой, а лишь читая воспоминания тех, кто знал ее и любил, невольно проникаешься чувством глубокого уважения и симпатии к хорошему человеку и профессионалу высшей пробы. Говорят, что «хороший человек» – не профессия и не должность. Но сама жизнь Людмилы Илларионовны – долгая, интересная, наполненная до краев любовью к людям и профессии, абсолютно бескорыстная доказывает, что она оставила глубокий след в судьбах большого количества людей, с кем сводила жизнь, и представить без нее наше училище невозможно.
Своими воспоминаниями об учителе делится Светлана Турунен/Базаркина. После окончания ГИТИСа Светлана уехала в Хельсинки, пела в оперном театре, сейчас преподает вокал. «Бывают такие моменты, когда хочется вернуться в прошлое, чтобы увидеть любимых людей. Если бы не Людмила Илларионовна, то жизнь могла бы быть совершенно другой. Она была требовательной, внимательной, заботливой, настойчивой. Тот, кто нам дорог, всегда рядом – в мыслях, в сердце, в душе, в воспоминаниях… Считаю своим долгом почтить память замечательного педагога, который осуществил огромный вклад в вокальный мир Мордовии. Людмила Илларионовна вкладывала в учеников не только вокальную технику, но и сердце, душу. Есть певцы, у которых есть искра творчества, и вот она могла её заметить и поддержать. Она была ответственна за своих учеников, заботилась о них (проросшее семя нуждается в уходе/заботе, чтобы вырос красивый цветок), о их вокально-творческом развитии и становлении личности, никогда не стремилась к высоким чинам, не требовала званий и других льгот для себя. Гений, абсолютно исполнивший свое предназначение. Впереди – бессмертие её таланта и наша благодарная светлая память».
Людмилы Илларионовны не стало 26 декабря 2018 года, на 98-м году жизни. Она скончалась у себя дома в кругу семьи. Похоронена на городском кладбище № 2 рядом с могилой мужа – ученого-кабельщика Исидора Григорьевича Герценштейна.
«Почему, чтобы понять человека, его надо сначала потерять? – не без горечи замечает Александра Исидоровна. – Мама ушла… Появились жгучая горечь потери, горечь недоделанного, недосказанного, недопонятого, недооценённого, недодаденного ей того, что она заслужила и огромное чувство вины в том, что многие её вопросы остались нерешёнными, в чем-то не защитила, не поддержала. Людмила Илларионовна могла решать только чужие вопросы, свои проблемы она в силу своей культуры ни с кем не обсуждала.
Когда мне было чуть больше года, я переболела тяжелой формой полиомиелита. Вердикт был однозначным – инвалидная коляска. Мои родители, и прежде всего мама, бросили все ресурсы, чтобы минимизировать эту проблему, они боролись и победили. Я благодарна ей за каждую секунду прожитой совместной жизни и перед ней в вечном неоплаченном долгу… Счастлива я была только в её жизни. Моя мама полностью выполнила своё назначение на земле – любить людей и защищать их. Всё, что имела – ум, талант, любовь, труд, здоровье, жизнь, – мама отдала без остатка тем, кто её окружал. Она, безумно любившая жизнь, никогда не говорившая об уходе, сказала, предчувствуя его: «Я сделала всё, что смогла».
Сегодня, в день 100-летнего юбилея выдающегося педагога, талантливого музыканта и просто хорошего человека, мы – ныне живущие – преподаватели и студенты Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова, с благодарностью и огромным уважением хотим сказать: «Спасибо Вам, Людмила Илларионовна, за искреннее, честное служение профессии, за Ваш талант, мастерство, за горячее доброе сердце, за то, что Вы были и остаетесь образцом порядочности и верности выбранному Вами пути!»
Музыковед Наталья Родина
Фото из архива А.И. Шапошниковой