Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Проект "Избранное". "Очарование романса" (концерт из архива)

07.09.2021

Продлись, продлись, очарование!

Новое время, начавшееся в период эпидемии, заставило ностальгически вспомнить полные залы слушателей всех возрастов, которые приходили на концерты в Большой зал Саранского музыкального училища. Одним из самых успешных стал концерт «Очарование романса», состоявшийся 27 февраля 2017 года.

Унылый февраль, пригодный, по мнению поэта, чтобы «достать чернил и плакать», собрал почитателей русской лирической распевной мелодики, перед которыми, словно по мановению волшебной палочки, музыка создавала ощущение весеннего праздника с распустившейся сиренью и звонким пением соловья.

Пели в концерте не только вокалисты – «пел» рояль под пальцами студентов Ю. Милёшиной и Е. Букиревой («Здесь хорошо» С. Рахманинова), будоражил душу саксофон В. Трунина («Ночь» С. Терханова, концертмейстер Т. Новоженова), рассыпалась пассажами гитара А. Авдонина («На заре ты её не буди» А. Варламова – А. Иванова-Крамского), мягко баюкала тонкая звукопись вокального ансамбля «Новая вера» О.Генералова («Сирень» С. Рахманинова, концертмейстер И. Осипова).

Но, конечно, главными и самыми желанными «героями» вечера были певцы и их выразительные голоса. Мягкие, пленительные воздушные колоратуры артистки РМ Елены Алышевой в романсе А.Алябьева «Соловей» очаровывали слушателей, заставляли вспомнить о бель канто – прекрасном пении. В дуэте с В. Зобковым элегия М. Глинки «Не искушай» звучала красиво и эмоционально (концертмейстер заслуженный работник культуры РМ О. Ведяшкина).

Русский романс предстал в концерте в разных ипостасях. Городскую его разновидность выбрала для концерта Наталья Семёнова. Окутанная красивым платком, она проникновенно исполнила пожалуй, самый популярный романс этого направления - «Тёмно-вишнёвая шаль» (аккомпанировал квартет гитаристов «Золотые струны», руководитель заслуженный работник культуры РМ Гудулина О.А.), заставив слушателей сострадать своей обманутой героине. Баянными переборами украсил пение Н Семёновой заслуженный работник культуры РМ А.Е. Пивкин, как бы вздыхая вместе с певицей: «Ах, голубая ночь…».

Для Елены Гончаренко романс является самым любимым жанром. Она выходила на сцену шесть раз – пела в сопровождении струнного фортепианного трио (руководитель Е.А. Щербакова), фортепиано (концертмейстер Т. Новоженова), гитары (А. Авдонин), гитары и скрипки (А. Авдонин, Л. Круг), квартета гитаристов «Золотые струны» и наконец – оркестра народных инструментов (художественный руководитель и дирижёр заслуженный работник культуры РФ и РМ В. Криворотова). Благодарные слушатели начинали аплодировать уже после названий, которые ласкали слух – «Не брани меня, родная», «Калитка», «Ночь светла», а после исполнения провожали певицу долгими аплодисментами. Е. Гончаренко представила слушателям и салонный, и цыганский, и современный авторский романс, покорив открытой эмоциональностью, «вживанием» в музыкальный образ.

Среди исполнителей-мужчин Сергей Сонин выделился весьма достойным выбором сложных для исполнения классических произведений, исполнив романсы П.И. Чайковского «То было раннею весной» и «Флорентийскую песню» (концертмейстер О. Селякина). Одним, но необыкновенно вдохновенным цыганским романсом М. Штейнберга «Сколько неги, любви» (с квартетом «Золотые струны») ограничился народный артист РМ Сергей Плодухин.

Вячеслав Зобков, являясь в ту пору студентом второго курса вокального отделения, уже получил в нашей республике признание и успех. В концерте «Очарование романса» он, как всегда, был артистичен, не просто пел, а как актёр обыгрывал музыкальный образ. Вместе с исполнителем мы проживали целую жизнь – до гробовой доски – смешливого героя Свиридова, который «Как яблочко румян» (концертмейстер А. Акимова), страдали о потерянной любви в драматичном романсе «Ямщик, не гони лошадей». Это сочинение – под занавес концерта – и стало его выразительной кульминацией. На высоте был в качестве аккомпаниатора оркестр русских народных инструментов, тонко подчинявшийся палочке В. Криворотовой.

Автор сценария и ведущая концерта О.В. Якунчева вела слушателей по концерту, как гид, поясняя и историю создания некоторых сочинений, и особенности жанра.

Будем надеяться, что время концертных ограничений в связи с эпидемией когда-нибудь закончится, и мы вновь будем приглашать слушателей в наши залы и петь для них. Приятного просмотра!

А.Н. Рязанова


ВИДЕ картинка на сайт.jpg

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*