Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Рождение Европы. Музыка VII – XVII веков

13.12.2019

Рождение Европы. Музыка VII – XVII веков

Виртуальный концертный зал Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова в начале декабря транслировал выступление легендарного ансамбля HORTUS MUSICUS с программой «Рождение Европы».

Название ансамбля «Хортус музикус» переводится как «Музыкальный сад». В далёком 1972 году, почти 50 лет назад, студент Таллинской консерватории Андрес Мустонен собрал студентов-музыкантов для исполнения мало кому знакомой в то время музыки. Созданный им камерный ансамбль сейчас является самым долговечным постоянно действующим коллективом старинной музыки в Европе. Они называют себя «музыкальным братством»: 10 участников почти не менялись за время существования. 7 инструменталистов играют на нескольких музыкальных инструментах, трое певцов, помимо пения, играют на ударных.

Музыканты нашли свою нишу в музыкальном мире и стали играть музыку, которая практически не звучала тогда ни в СССР, ни в Европе. Эта музыка соответствовала стремлению молодых артистов исполнять нечто оригинальное и неизвестное. За долгое время своего существования Hortus Musicus затронул практически всю европейскую музыкальную историю от григорианских хоралов до великих барочных композиторов XVIII века. Их репертуар необычайно обширен. Грегорианский хорал – органумы - средневековая литургическая драма – гимны и мотеты – франко-фламандская школа – мастера итальянского Возрождения и барокко – французские шансон – фроттолы и вилланеллы и многое другое. С годами репертуар расширился - сейчас они играют средневековую европейскую музыку наряду с древними индийскими рагами и израильскими храмовыми песнопениями, ранней христианской музыкой из Армении и арабскими мугамами. Исполняют они и экспериментальную музыку XX – XXI веков, сочинения Пярта, Канчели, Кнайфеля, Каумана, Суслина и других. Современная музыка, исполняемая ансамблем, несёт в себе те же ценности, что мы находим в ранней музыке: чистоту и ясность формы, гармонию и красоту в простых вещах.

Музыканты любят экспериментировать со звуком, в каждой программе они обновляют состав инструментов и добиваются любопытных результатов. В ансамбле наряду с такими старинными инструментами, как куртал (средневековый фагот), уд (арабская лютня), сагбут (старинный тромбон), различные флейты, присутствуют барочная viola da gamba и современный контрабас, а также орган и клавесин.

Руководитель ансамбля любит подчёркивать, что они не исторические музейные музыканты. Они стараются играть современно на старинных инструментах, а вот материал у них исторический. Сама музыка рождается заново с каждой репетицией и концертом, «старая» музыка становится «своей» и «новой».

Музыканты настолько глубоко постигли различные жанры средневекового исполнительства, что это позволяет им свободно импровизировать в тех или иных жанровых рамках. Их манера далека от интонационных шаблонов, ритмических стандартов. Даже костюмы музыкантов несут интересную смысловую нагрузку: в своих пестрых балахонах музыканты напоминают то ли средневековых монахов, то ли странствующих дервишей, то ли бродячих гестрионов или гальярдов. Они – странники на вечном пути постижения истины на тропах мировой музыки.

С самого начала Hortus Musicus стал желанным участником многих музыкальных фестивалей по всему миру – Берлин, Мюнхен, Париж, Лондон, Москва, Санкт-Петербург, Бостон, Венеция, Варшава, Краков, Тель-Авив, Копенгаген, Прага … и так далее. Кроме участия в фестивалях, ансамбль проводит концертные туры практически во всех европейских странах, а также в Америке, Японии и Израиле.

Ансамбль записал более 20 дисков, каждый из которых с музыкальной точки зрения представляет собой целостную концертную программу, о них снято три фильма и несколько телевизионных программ.

В концерте, который мы услышали, прозвучала музыка старинных замков и площадей средневековых городов. Это и возвышенная духовная лирика немецких менестрелей и миннезингеров, и итальянские мадригалы взволнованного стиля, и зажигательные танцевальные ритмы. Концерт выстроен в театрализованной манере - исполняемые сочинения не объявляются.

Открыла концерт «Палестинская песня» Вальтера фон дер Фогельвейде. Её автор был рыцарем рубежа 12 – 13 веков, но своей земли не имел. Служил он нескольким правителям поочерёдно, зарабатывал на жизнь исполнением собственных песен и на склоне жизни получил в подарок надел земли. Поэту было свойственно высокое чувство долга и моральной ответственности. Он видел себя наставником добрых нравов и пристойных манер и потому бичевал в стихах грубость, неотесанность и порочность. «Палестинская песня» была написана во время Пятого крестового похода, исполнялась не в храме, хотя и отражает духовную тематику.

Зимняя и летняя песни Нидхарта фон Ройенталя, тоже рыцаря и миннезингера, сатирически изображают деревенскую жизнь. Это пасторально-развлекательная музыка с драматическим, а иногда и остро социальным подтекстом. В зимней песне рыцарь жалуется на бедность и обращается к сюзерену с просьбой об освобождении его от непомерных налогов. В летней песне  автор фактически выступает против Крестовых походов: рыцарь опасается никогда более не увидеть родину. Вместо того чтобы воевать за границей, рассуждает он, благоразумней было бы остаться дома.

Из музыки 17 века для концерта отобрали танцевальную сюиту Преториуса из сборника «Терпсихора» и весёлую песенку Пёрселла. Помимо возвышенной оперы «Дидона и Эней» Пёрселл написал около 250 песен для театральных представлений и для исполнения в тавернах, многие из них стали народными песнями в Англии. Песенка «Я наблюдаю за Селией» (имя девушки) воспевает земную любовь. О земной любви и страданиях, связанных с ней, расскажут мадригалы Монтеверди, а завершит первое отделение песня испанского поэта и композитора 15 века Хуана дель Энсина «Давайте сейчас есть и пить».

Во втором отделении прозвучат арабские, испанские, французские, мавританские песенные и танцевальные мелодии, духовная песня Франсиско де ла Торре (XV век) и хорошо известная всем скрипачам «Фолия» Арканджелло Корелли - двадцать три вариации на тему народного танца испано-португальского происхождения. Она принадлежит XVIII веку – рождение музыкальной Европы к этому времени состоялось.

Серьёзная и юмористическая, возвышенная и площадная, но всегда необычайно новая и интересная музыка, соединившаяся в программе ансамбля «Хортус музикус» - «Музыкальный сад», привлекла внимание слушателей.

А. Н. Рязанова, музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*