Проект «Издательская деятельность Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова: Вокально-хоровое творчество Г. Г. Вдовина»
Проект «Издательская деятельность Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова: Вокально-хоровое творчество Г. Г. Вдовина»
Вокально-хоровая музыка в творчестве мордовского композитора Г. Г. Вдовина занимает достаточно большое место. Это та сфера, которая была интересна композитору во все периоды его творческой деятельности.
Вокально-хоровая часть творческого наследия композитора представлена сочинениями различных жанров: кантата, вокально-хоровой цикл, сюита, концерт, баллада и большое количество небольших самостоятельных вокально-хоровых произведений. И тем, и другим свойственно большое разнообразие образов, настроений, музыкально-выразительных и исполнительских средств. Это прослеживается как в оригинальных сочинениях автора, так и в многочисленных хоровых обработках народных песен.
Круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен. Это стихи поэтов прошлых столетий, а также поэзия современников – отечественных и зарубежных, творчество мордовских литераторов: А. Прокофьев, В. Лессиг, Н. Тряпкин, Н. Гилевич, Б. Соколов, Е. Евтушенко, И. Журавлев, С. Михалков, А. Мартынов, Т. Кибиров, И. Грудев, Ф. Тютчев, К. Смородин, И. Калинкин, Д. Лунич, Ф. Атянин, Л. Талалаевский, Р. Кемайкина, М. Терентьев и многие другие.
Интерес к вокально-хоровым сочинениям Г.Г. Вдовина у музыкантов не угасает и по сей день. И в ближайших издательских планах Саранского музыкального училища имени Л.П. Кирюкова стоит выпуск этого столь важного для культуры республики раздела творческого наследия мордовского композитора. В него должна войти основная часть вокально-хоровых произведений Г.Г. Вдовина.
В настоящее время в набранном виде находится около 70 произведений для различных исполнительских составов: женского, мужского, смешанного, детского хоров c сопровождением фортепиано, оркестра, a cappella. Жанры готовых произведений – небольшие хоровые произведения и сюиты, хоровые циклы: «Баллада о Ефрейторе», баллада «Вересковый мед» для баса, дисканта, детского хора и фортепиано, четыре женских хора «Город в тумане», «Эрьзя. Три эпизода из жизни» для чтеца, баса, смешанного хора и симфонического оркестра (фортепиано), вокально-хоровая сюита «Тейтерень пия кудо» («Дом девичьего пива»).
Ввиду большого объема и разнообразия вокально-хоровой музыки композитора существует возможность издания сочинений не только единым томом, но и в виде блока из нескольких небольших нотных сборников, различных по жанру и исполнительскому составу.
Набор нот по рукописным источникам – довольно кропотливая работа. Ею в настоящее время занимается преподаватель хорового дирижирования Саранского музыкального училища Олег Анатольевич Генералов. Степень сложности работы, по его наблюдениям, самая различная. Какие-то произведения Г.Г. Вдовина уже знакомы музыкантам и существуют в нотном варианте, а другие приходилось буквально восстанавливать из отрывков, кусочков, отдельных разрозненных рукописных страниц. Данное количество набранных произведений – еще не предел. Нотный архив композитора, располагающийся в библиотеке Саранского музыкального училища, еще не до конца разобран и систематизирован. Так что нам предстоят, возможно, новые музыкальные открытия и новые музыкальные знакомства.
Музыковед О.А. Потехина