Уроки музыкальной литературы в рамках Виртуального концертного зала
Уроки музыкальной литературы
в рамках Виртуального концертного зала
В новом учебном семестре занятия по музыкальной литературе вновь проводятся с использованием ресурсов Виртуального концертного зала. Нужно отметить, что апробированное в прошлом семестре проведение занятий в Большом концертном зале пришлось по душе как студентам, так и преподавателям. Еще бы, отличная акустика зала, большой экран для просмотра видео, замечательное качество звука предназначенных к просмотру произведений из курса музыкальной литературы, все это добавляет занятиям иное «звучание».
На занятиях в курсе Русской музыкальной литературы со студентами третьих курсов, изучая наследие русского композитора XIX столетия Модеста Петровича Мусоргского, с удовольствием посмотрели фильм о композиторе из цикла «Русская пятерка (Могучая кучка)» (2002 г.). Съемки проходили в Псковской области, где родился Модест Петрович, в домах Санкт-Петербурга, где он жил и работал, а также в госпитале, где умер композитор. Показаны редкие фотографии и письма, звучит музыка Мусоргского. О нем и его творчестве говорят писатель Юрий Карякин и искусствовед Евгений Левашев.
Приступив к изучению оперы «Борис Годунов», начали с одноименного документального фильма из цикла «Русские цари» 2011 года. Оперу композитора смотрели в постановке Большого театра (1978г.) со вступительным словом замечательного музыкального комментатора, первого музыкального комментатора Центрального телевидения, автора сценариев документальных музыкальных телефильмов, монографических и тематических программ и циклов (в том числе «Знакомство с оперой», «Встречи с оперой»), шедших на экране в 1960-80-х годах Светланы Викторовны Виноградовой.
Нужно сказать, ребята остались под огромным впечатлением от постановки. «Звездный состав» исполнителей – дирижер Борис Хайкин, Борис Годунов – Евгений Нестеренко, Самозванец – Владислав Пьявко, Марина Мнишек – Ирина Архипова, Шуйский – Андрей Соколов, Пимен – Валерий Ярославцев, Варлаам – Артур Эйзен, Щелкалов – Владимир Мальченко.
Романсы и песни Мусоргского – еще одно «откровение». Вокальные сочинения этого мастера нужно не только слушать, но и «смотреть», ведь каждый раз зритель становится невольным участником происходящего на сцене: сопереживает герою, или, напротив, от души смеется над «озорством» композитора. Мимика, жесты, актерская игра – немаловажная часть исполнения песен и романсов Мусоргского. Намеренно подобраны записи разных лет, с разным «прочтением» опусов мастера. Маститые, опытные певцы и молодые, только начинающие вокалисты. На экране сменяют друг друга видеозаписи выступлений: А. Ведерников – «Светик Савишна», А. Антонов – Д. Сибирцев «Раек», И. Абдразаков и Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, художественный руководитель Владимир Юровский с исполнением вокального цикла «Песни и пляски смерти», Владимир Огнев – «Блоха», участница Пятого международный конкурс им. Н. Шпиллер Юля Вакула с романсом «Где ты, звездочка?..», и даже киноверсия песни «Семинарист» с Сергеем Кайдаловым.
У младших курсов – Зарубежная музыкальная литература. На втором курсе – творчество романтиков – Г. Берлиоза, Ф. Листа. С биографией Берлиоза познакомились в великолепном фильме из цикла «Гении и злодеи. Гектор Берлиоз. Великая жертва мастера», в котором проведена параллель с судьбой русского писателя Михаила Булгакова и его романом «Мастер и Маргарита». Начало фильма завораживает: «Гектор Берлиоз стоял в авангарде эпохи романтизма. Он сочетал в себе лучшие качества композитора, дирижера и музыкального критика. Его считают создателем национальной французской симфонии. Но его имя мистическим образом навсегда связано с Россией…»
Неизгладимое впечатление произвело исполнение «Фантастической симфонии» Берлиоза Берлинским филармоническим оркестром, дирижер Марис Янсонс (2001г.), в католическом соборе с особенной акустикой и антуражем, несомненно добавившем звучанию еще большую таинственность и загадочность.
Не менее интересным был просмотр биографических фильмов о Ф. Листе из цикла «Энциклопедия» и «Ференц Лист в России» (проект «Абсолютный слух»). Историческая запись 1960 года Сонаты си минор композитора в исполнении Вана Клиберна была дана в сравнении с «женским» прочтением сочинения отечественной пианисткой Марией Гринберг. Для студентов 2 курса фортепианного сочинения представилась возможность еще и осуществить сравнительный анализ двух исполнительских трактовок гениального сочинения.
Впереди много хорошей музыки… Ждем новых встреч!
преподаватель теоретических дисциплин
музыковед Наталья Родина