Цветовая схема:
Размер текста:
  8 (8342) 33-30-40
 430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108.

Интернет-проект ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. Вдовин Соната для скрипки и фортепиано «Под знаком С. Эрьзи» (2000 г.)

24.02.2021

Интернет-проект ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Г. Вдовин Соната для скрипки и фортепиано

«Под знаком С. Эрьзи» (2000 г.)

Г.Вдовин.jpg

Имя Гавриила Григорьевича Вдовина – композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (2001), Мордовской АССР (1978), лауреата Государственной премии Мордовской ССР (1992), премии Комсомола Мордовии (1969), члена Союза композиторов России (1969) – занимает особое место среди выдающихся представителей мордовской культуры. Гавриил Григорьевич – первый композитор Мордовии с профессиональным композиторским образованием, первый симфонист, первый организатор и председатель Союза композиторов Мордовии.

На протяжении всей жизни Вдовин находился в активном творческом поиске, результатом которого явилось множество сочинений, где отразилась неординарность мышления яркой творческой индивидуальности. Его композиторской манере свойственны эмоциональная сдержанность, интеллектуализм. Плодотворное соединение стилистики мордовского музыкального фольклора и академического искусства определяет оригинальность и художественную значимость музыки Г. Вдовина.

        «Значение творческой деятельности первого профессионального композитора нашей республики, основоположника самых сложных форм профессиональной музыки, таких как симфония, соната, вокальный и полифонический циклы, трудно переоценить», – считает музыковед Н.М.  Ситникова.

Велика заслуга Г. Вдовина в области камерной мордовс­кой музыки, где он стал основоположником жанра сольной ин­струментальной сонаты. Соната для скрипки и фортепиано «Под знаком С. Эрьзи» является произведением, которое будет представлено сегодня на страницах сайта в рамках ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА «ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМУ им. Л.П. КИРЮКОВА».

Соната для скрипки и фортепиано «Под знаком С. Эрьзи» была написана Г. Вдовиным в 2000 году. Впервые исполнена скрипачом М.Г. Ахметовым и пианистом В. Сидоркиным в Казанской государственной консерватории, а затем в Союзе композиторов Татарии. Первые исполнители отмечают, что «для подготовленной публики это исполнение было настоящим сюрпризом, приятным и удивительным. Оставаясь в рамках классического жанра, Вдовин обновил его изнутри, наполнив новым содержанием, своим мироощущением, своим видением мира».

Три части Сонаты объединены общей художественной идеей, а также интонационными связями.

Часть I «Монолог» Sostenuto a-moll;

Часть II «Пастораль» Allegretto F-dur;

Часть III «Токката» Allegro risoluto a-moll.

Своей Сонате Г. Вдовин предпослал подзаголовок “под знаком Эрьзи”. Примечательно, что заголовок появился после создания сонаты, и он не связан конкретно с какими-либо скульптурами. Значение С.Д. Эрьзи для композитора было огромным. Но в данной Сонате оно проявилось не в виде связи с конкретными произведениями, а в виде идеи национального в искусстве, соответственно которой Г.Г. Вдовин и С.Д. Нефёдов соединяются в своем творчестве.

Фольклорные истоки в творчестве Г. Вдовина ощущаются в различной степени в зависимости от конкретных художественных задач. Композитор редко цитирует народные мелодии, но его творчество привлекает живым, своеобразным использованием народных традиций. И в этом творчество Г.  Вдовина очень созвучно С.Д. Эрьзе. И скульптор, и композитор сумели в своих произведениях соединить глубинное традиционное искусство мордвы и европейский профессионализм. Следует отметить, что первое в национальном искусстве обращение к творчеству выдающегося скульптора было сделано именно Г. Вдовиным: фортепианный триптих «Музыка на скульптуры С.  Эрьзи».

Соната для скрипки и фортепиано «Под знаком С. Эрьзи» Г. Вдовина является одним из самых ярких и интересных примеров инструментальной музыки Мордовии. Как и другие лучшие инструментальные сочинения композиторов республики, ее отличают тонкое и гибкое претворение фольклорных традиций, использование европейских классических форм (через призму собственного видения) и ориентация на современный музыкальный язык. Благодаря этим качествам, соната занимает достойное место в ряду произведений музыкального искусства.

Данную сонату М. Ахметов называет «шедевром мировой культуры». Музыкант отмечает: «Это произведение сделает честь самой высокой культуре: предельно точные контрапункты сродни полифонии Баха и Шостаковича, сложный музыкальный язык дополняется техническими трудностями… Эти трудности оправдываются музыкально-образным слышанием композитора».

Предлагаем послушать Сонату для скрипки и фортепиано «Под знаком С. Эрьзи» в исполнении Дмитерко Леоноры Евгеньевны (родилась 12.09.1944, город Кемерово, скрипачка, заслуженная артистка Российской Федерации (1996).

В 1969-1972 годах солист-иллюстратор в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1972 года солистка Москонцерта. Выступает по городам страны. Постоянная участница международного фестиваля «Московская осень», где впервые исполняет многие произведения современных композиторов.


Ноты Сонаты (рукопись самого автора) были предоставлены супругой композитора Л.А. Кубытевой из личного архива Г. Вдовина.

Куратор проекта Антонова Е.А.

Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*